Надежда Сюмкина
Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей интерес к математике, с помощью интересных заданий и игр, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности
Задачи:
Публикация «Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. -Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. -Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений для детей.
- Продолжать закреплять количественные и порядковые числительные, различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и во времени.
- Продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности; коммуникативные навыки.
- Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, уступчивости, умения договариваться.
- Создать математический уголок.
Раздел Сроки Тема Содержание работы Практический выход
Работа с детьми
I. Организационно-диагностический
сентябрь
1. Исследования количественных представлений:
- «Зажги огоньки».
- «Сосчитай сколько раз хлопну».
2. Исследование знаний о геометрических фигурах;
- «Геометрическая мозаика».
- «Сложи узор».
3. Исследование умения ориентироваться в пространстве;
- «Покажи какой предмет слева от меня».
- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).
4. Исследование ориентировки во времени
- «Обозначений части суток».
- «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра»
Выявить уровень знаний детей по данной теме. (В ходе ООД, режимных моментах) Проведение мониторинга
II.
Изучение порядковых и количественных числительных. октябрь 1. Игры с цифрами и числами
- «Назови скорей».
- «Столько же».
- «Какая цифра спряталась».
- «Соедини цифры с нужным количеством».
Формировать у детей понятие о порядковом счёте и количественных числительных, упражнять в порядковом счете до 10.
Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.
Способствовать формированию активности, дисциплинированности детей.
(В ходе ООД, режимных моментах) Картотека игр и игровых упражнений по изучению порядковых и количественных числительных.
ноябрь - Игра «Кто быстрей?» (Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку).
- Игра «Считай дальше».
- «Путаница».
- «Соседи числа».
- «Фигура по описанию».
Формировать у детей понятие о порядковом счёте.
Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.
Способствовать формированию активности, дисциплинированности. (В ходе ООД, режимных моментах) Викторина «Умники и умницы» с использованием ИКТ
декабрь 3. Ориентировка в пространстве.
Ориентировка с помощью слуха:
- «Где звенит колокольчик?».
- «Угадай, кто позвал».
- «Найди место, где звенел колокольчик»
- «Быстро или медленно?». Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха.
Развивать умения понимать смысл пространственных отношений.
Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.
(В ходе ООД, режимных моментах) Фото – выставка для родителей «Изучаем математику».
январь Ориентировка в пространстве относительно предмета (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета).
- «Поставь стул справа от стола, за столом, перед столом…».
- «Что находится справа от?».
- «Где находится шкаф, стул…. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета.
Развивать умения понимать смысл пространственных отношений. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.
(В ходе ООД, режимных моментах) Открытое занятие
«Игры и игровые упражнения в формировании элементарных математических представлений»
февраль Ориентировка относительно себя - назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.
- «Найди игрушки».
- «Куда пойдешь, что найдешь».
- «Покажи флажком вперёд, направо.».
- «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться относительно себя
Продолжать развивать умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя.
Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.
(В ходе ООД, режимных моментах) Обновление содержания уголка занимательной математики настольно- печатными играми.
март 4. Ориентировки во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра; дни недели, времена года).
- Составление рассказа по картине «Режим дня»
- Беседа: «Наш день».
- Беседа: «Что мы делали вчера, будем делать сегодня и завтра» Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра).
Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме.
Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.
(В ходе ООД, режимных моментах) Изготовление дидактических игр по математике
апрель - Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя»
- Словесная дидактическая игра «Веселые деньки».
- Отмечаем разноцветными кружками дни недели.
- Дидактическая игра «Какое время года» Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (дни недели, времена года).
Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме, сформировать привычку отмечать дни недели цветными кружками.
Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.
(В ходе ООД, режимных моментах) Доклад на педагогическом совете о проделанной работе.
III. Заключительная часть май 1. Исследования количественных представлений:
- «Зажги звёзды».
- «Сосчитай сколько раз хлопну».
2. Исследование знаний о геометрических фигурах;
- «Геометрическая мозаика».
- «Почини коврик».
3. Исследование умения ориентироваться в пространстве;
- «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».
- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).
4. Исследование ориентировки во времени
- «Обозначений части суток».
- «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра»
Проверить уровень сформированности знаний детей по теме самообразования. Проведение мониторинга
Работа с родителями сентябрь Сообщение «Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП в старшей группе» на род. собрании.
Индивидуальные беседы о результатах диагностики
октябрь Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр.
Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
ноябрь Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома»
декабрь Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр.
Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
январь Консультация «Использование игровых шуток в свободное время»
февраль Папка-передвижка «Математика - это интересно»
март Выставка «Математические игры для дошкольников»
апрель
май Индивидуальные беседы и консультации
Показ открытого занятия
Самореализация Сентябрь-апрель Актуальность темы «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей»
май Отчет по теме самообразования на итоговом пед. совете.
Изучение методической литературы В. П. Новикова «Математика в подготовительной группе», программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, А. М. Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
И. А. Помораева, В. А. Позина «Задания по формированию элементарныхматематических. Подготовительная группа.