Ирина Каменская
Технология кейс-стадии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Технология кейс-стадии в работе с дошкольниками
Современное общество ставит перед педагогами образовательных учреждений задачу подготовки дошкольников старшего возраста, способных самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Конкурентоспособность, компетентность и самостоятельность, как наиболее значимые черты личности, являются ключевыми для творческой индивидуальности личности. В связи с этим необходима такая организация учебного процесса, где самостоятельная работа дошкольников выступает как средство организации познавательной деятельности. Таким образом, особую актуальность приобретает использование кейс-ситуаций как средство развития учебных и социальных компетентностей.
Публикация «Технология кейс-стадии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Актуальность данной темы соответствует современной государственной образовательной политике, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода.
Возможность использования данных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста обусловлена тремя фактами: это и повышенная чувствительность ребенка к экзистенциальным переживаниям, обозначение границ Я-концепции через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека. В этом возрасте ребенок приобретает произвольность и опосредованность, то есть поведение становится многоплановым.
Уникальность «кейс-ситуации» работы с дошкольниками состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Его основная идея состоит в том, что ребенок должен учиться сам, а педагог – должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.
Данная технология, с одной стороны, требуют наличия у дошкольников определённых навыков, а с другой, способствуют развитию этих навыков, а именно: критического мышления. Необходимо увидеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира. Нужно уметь выявлять у оппонентов логические просчёты и отслеживать достаточно обоснованные аргументы. Приводя аргументы, дошкольники должны подкреплять их доказательствами.
Таким образом, технология кейс-стади направлена на :
- освоение знаний, формирование новых качеств и представлений;
- развитие способности детей работать с информацией, прорабатывать различные проблемы, находить их решение;
- ориентированное обучение детей с индивидуальными данными;
- формирование навыков коммуникативного взаимодействия;
- использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
При решении учебной задачи мысль ребенка движется от общего к частному, при этом он осуществляет следующие действия:
- преобразование условий задачи с целью выделения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной формах;
- преобразование модели для изучения ее свойств;
- построение системы частных задач, которые решаются общим способом;
- контроль за выполнением действий;
- оценка усвоения общего способа.
Максимальная польза использования технологии кейс-стади заключается в осуществлении поэтапных действий педагога с детьми:
Первый этап – постановка проблемы.
Второй этап – мозговой штурм.
Третий этап – презентация.
Четвертый этап – рефлексия.
Педагогический потенциал технологии кейс-стадии очень высок. Использование данной технологии развивает и активизирует дошкольников. На занятиях они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже её творцами, что способствует успешному развитию дошкольников.