Екатерина Разгон
«Сказкотерапия» — современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение в непосредственной образовательной деятельности различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Публикация «„Сказкотерапия“ — современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах
Правильно и хорошо организованная музыкальная деятельность помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.
Но, к сожалению, не все дети внимательно слушают музыку. Одни могут отвлекаться во время пения, другие – вообще не испытывают интереса к образовательной деятельности. С такими профессиональными трудностями столкнулась в своей практике и я.
Для преодоления этих проблем, конечно же, необходима специальная работа по привлечению внимания детей. Одной из таких инновационных технологий в дошкольном образовании является сказкотерапия. Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи:
- развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности;
- развивать познавательный интерес;
- развивать речь, обогащать активный словарь;
- обогащать положительный эмоциональный опыт.
Процесс познания мира подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок. Сказка, передающая жизненный опыт многих поколений, часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка. Сказкотератия синтезирует наиболее эффективные психологические технологии и методические приемы, использование которых позволяет достичь высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Психотерапевтические методические приемы сказкотерапии легко внедряются в любую образовательную программу, не меняя ее содержания (в нашем случае это программа “Успех”).
Так в деятельности музыкального руководителя сказка может предварять восприятие музыки или пения, прослушивание программного произведения и помогает заинтересовать детей, настроиться на нужный лад.
Сказка, иллюстрируемая музыкой – еще один прием, используемый мною. Ведь особый интерес у детей вызывает восприятие музыки, которое иллюстрирует рассказ, сказку. Это помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Здесь важно, чтобы музыка, сопровождающая сказку, была несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности.
Как еще можно применить сказкотепарию? Продолжим перечисление.
В ходе НОД разучиваем короткие этюды сказочного содержания. Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.
Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре).
Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.
Устраиваем фотосессии для детей, используя имижд-терапию (мгновенное преображение с помощью костюмов).
После прослушивания музыкального произведения придумываем сказки вместе с детьми, используя методику "Чем закончится история", методику коллективного творчества, эстафетного принципа.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться.
Комбинируя эти различные приемы сказкотерапии в своей работе, я не только пробуждаю интерес к музыке, но и помогаю ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ведь сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное.