Елена Гунченко
Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В последнее время популярной стала нетрадиционная техника рисования. И это не случайно! Казалось бы, для творчества детей придумана масса интересных вещей (цветные мелки, восковые карандаши, краски, гуашь и т. д., но все это в наше время стало обыденным, «бездушным».
Чтобы не ограничивать возможности детей я свою рабочую деятельность направила на использование нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Содержание моей деятельности носит развивающий характер, и направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, а дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности;
- нетрадиционные техники дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
- владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Проведя анкетирование и мониторинг с родителями «Любит ли ваш ребенок рисовать, лепить, красить, конструировать», я выявила, что в основном родители не уделяют должного внимания изодеятельности из-за ряда причин:
- в силу своей занятости – 52%;
- из-за отсутствия времени – 22%;
- уделяют внимание – 26 %
Цель.
- развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник рисования.
Для достижения этой цели я определила следующие задачи:
1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
Система работы.
Работа по внедрению нетрадиционных техник построена по 3-м блокам:
- работа с детьми;
- Работа с педагогами;
- Работа с родителями.
При обучении нетрадиционным техникам я использую следующие методы и приё мы:
1. информационно-рецептивный метод который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, который развивает у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.
Практическая значимость.
Результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому я активизирую внимание детей, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- живая, эмоциональная речь. Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
- использование художественного слова;
- использование музыки.
Я отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку – дошкольнику : рисование солью, крупами, песком; рисование расческой и зубной щеткой; рисование пальчиками, ладошками; набрызг; оттиск; тампонирование; граттаж; рисование по мокрому фону; печать; тычкование; кляксография; изонить; монотипия; рисование мятой бумагой.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Я расскажу о тех техниках, которые наиболее полюбились детям:
Рисование пальчиком, ладошкой, кулачком:
Ребенок опускает в гуашь ладошку (палец) или окрашивает с помощью кисточки (с двух лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование тычком жесткой кисточки.
Работа не может быть плодотворной без сотрудничества с другими педагогами, с которыми я провожу:
- Практикумы: «Новогодние игрушки своими руками», «Дары природы», «Подарок папе, дедушке», «Для любимой мамочки».
- Консультации «Пейзажная живопись», «Развитие творческих способностей детей» и др.
- Показываю презентации «Хохлома», «Гжель», «Дымковская роспись» и др. ;
- Провожу комплексные игровые занятия со всеми педагогами ДОО: инструктор по ФК, музыкальный руководитель, педагог д/о.
Работа с родителями.
Я уверена, успех нашей работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Я заметила - чем теснее взаимодействие с родителями, тем успешнее становится ребёнок. Я старалась каждый успех своего воспитанника в творчестве и в личностном плане довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имел возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно.
Формы:
- Выставки;
- Открытые занятия;
- Консультации;
- Показ презентаций;
- Оформление информационных стендов.
На протяжении многих лет я веду в детском саду кружок «Природа и художник», где дети изготавливают игрушки своими руками, используя при этом различные материалы: бумагу, пластилин, вату, крупы, салфетки, природный и бросовый материалы. Дети очень любят занятия: оригами, плетение из полос, конструирование и роспись деревянных изделий (яйца, ложки, игрушки). На занятиях дети узнают новые материалы, знакомятся с их свойствами. В результате у детей развиваются сенсорные способности, логика, мышление, мелкая моторика, воображение и творчество.
Оценить динамику достижений детей позволяет диагностика, которая проводится на начало года и на конец года. Данная диагностика позволяет проанализировать и сравнить уровень развития творческих способностей.
Сроки и этапы реализации опыта работы - в течении 2-х лет :
Подготовительный этап. 2013 – 2014 г. г.
1. Изучение литературы и материалов по проблеме (в течение года)
2. Анкетирование родителей воспитанников, с целью выявления заинтересованности по данной проблеме. (сентябрь)
3. Разработка учебного плана, перспективного плана для занятий с детьми. (август)
4. Приобретение литературы, методических пособий и материалов по обучению детей нетрадиционным техникам по ИЗО деятельности. (в течение года)
5. Практикум для педагогов ДОУ «Нетрадиционные техники рисования». (февраль)
6. Семинар для педагогов ДОУ «Изготовление новогодних игрушек с детьми». (декабрь)
7. Оформление картотеки игр по ИЗО. (в течение года)
8. Подготовка и оформление консультаций для педагогов и родителей. (март)
9. Сбор фото-и-видеоматериала по теме. (в течение года)
10. Проведение консультаций для педагогов и родителей. (в течение года)
11. Подготовка разных презентаций для детей, родителей и педагогов по теме. (в течение года)
Обобщающий этап. 2014 – 2015 учебный год.
1. Открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности по ИЗО для педагогов и родителей. (в течение года)
2. Организация досугов, развлечений для педагогов и родителей. (в течение года)
3. Участие в городских, краевых и всероссийских конкурсах и конференциях. (в течение года)
4. Показ разных презентаций для детей, родителей и педагогов по теме. (в течение года)
5. Наблюдение за самостоятельной и игровой деятельностью детей. (в течение года)
6. Анализ работы по теме : «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изодеятельности». (июнь)
7. Оформление опыта работы : «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изодеятельности». (май)
8. Опубликование материала из опыта работы : «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изодеятельности» в СМИ, на сайте МБДОУ. (в течение года)
Ожидаемые результаты от реализации опыта работы.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Главная цель не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.