Ольга Захарова
Технология «Хеппенинг» в развитии творчества детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С – 1. Технология «ХЕППЕНИНГ»
С – 2. Ребенок раннего возраста – существо любознательное, и поэтому очень важно создавать оптимальные условия для его развития. Для этого в своей работе я использую инновационные технологии, целью которых является максимальное развитие познавательных способностей ребёнка. Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначено художественно - эстетическое развитие дошкольников, куда включено и рисование. Рисование для ребенка это процесс, к которому его не следует принуждать.
Публикация «Технология „Хеппенинг“ в развитии творчества детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, учитываю особенности раннего возраста, и то, что у малышей еще не сформированы некоторые навыки в рисовании. Малыши ещё не умеют, как нужно правильно держать карандаш или кисточку в руках и регулировать силу нажима, ориентироваться на листе бумаги и не выходить за край при рисовании. Поэтому в своей работе с малышами я использую нетрадиционные техники рисования, которые относятся к спонтанному рисованию или к инновационному методу рисования, как «хеппенинг».
С – 3. Хе ппенинг (или хэ ппенинг, англ. happening - «происходящее», «случающееся») - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью.
С – 4. Главной целью хеппенинга является развитие художественно - эстетических способностей детей раннего возраста.
С – 5. При этом решаются следующие задачи:
раннее развитие творческих способностей;
развитие мелкой моторики, ловкости пальцев и кистей рук;
развитие тактильной чувствительности (это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования);
развитие сенсорных представлений (форма, цвет, размер);
развитие воображения и образного мышления;
С – 6. Суть данного метода заключается в том, что ребенку предоставляется свобода действий с изобразительными материалами (красками, карандашами, фломастерами, мелками). Малыш рисует, как хочет, а я в свою очередь помогаю ему освоить различные техники рисования и превращение его рисунка в шедевр.
В работе со своими малышами я использовала:
С – 7, 8, 9. Рисование пальчиками – самая простая техника рисования, которая предполагает получение изображения путем отпечатывания пальцев руки на бумаге. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Примакивания пальцев руки к поверхности бумаги дает возможность получить различные изображения;
С – 10. Рисование ладошкой - техника рисования, предполагает использование ладошки с пальчиками самого ребенка, не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
С – 11. Например: мы рисовали солнышко;
С – 12. Рисование ватными палочками в технике тычка, позволяет получить имитацию фактурности поверхности и можно нарисовать снег,
С – 13. Цветы,
С – 14. а можно волнистыми линиями нарисовать волны для кораблика;
С – 15. Рисование на подносе, на манке. Для этого достаточно насыпать на поднос небольшой слой манной крупы и разровнять.
С – 16. Творить на таком холсте можно бесконечно, используя все вышеописанные способы, за одним исключением – без краски.
С – 17. Проводя пальцем по манке, можно изобразить что угодно, не боясь сделать не правильно, так как можно всё быстро исправить: всего лишь разгладить рукой манку на подносе или встряхнуть. У ребёнка этот процесс стимулирует развитие воображения;
С – 18. Оттиск пробками или штампирование. Это способ получения изображения при помощи винных пробок, которые можно без труда обмакнуть в краску и сделать отпечаток. Например, мячики для котят или
С – 19. Колёса для машины;
С – 20. Файл – арт или рисование на файле красками. Можно просто разгонять краску пальчиками, а можно таким способом раскрашивать картинки;
С – 21. Рисуя поролоновой губкой или мятым комочком бумаги, можно получить быстрый яркий результат рисования. Можно размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Рисование таким способом удобно тем, что позволяет создавать изображения, используя шаблоны для закрашивания. На слайде представлена детская работа «Веточка вербы»;
С – 22. Рисование ступнями ног. Отпечаток детской ступни, как и ладошки, можно превратить в интересный рисунок. Самые разные персонажи могут прятаться в отпечатке ноги ребенка. Мы рисовали «Зима в лесу»;
С – 23. В рисовании фломастерами, малыши открывают для себя новые краски, учатся рисовать разные линии, знакомятся с формами, экспериментируют.
С – 24. На слайде представлены фото рисования фломастерами по теме «Мячик»;
С – 25. Занимаясь рисованием с использованием «хеппенинга», у детей появляется уверенность в собственных силах, а сами занятия дарят им положительные эмоции и радость.
С – 26. Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире, в процессе работы малыши овладевают изобразительными навыками, умениями и учатся осознанно их использовать.
У детей активизировались психические процессы, улучшилась мелкая моторика, зрительно - двигательная координация, усидчивость и терпение.
Начал раскрываться творческий потенциал малышей.
С – 27. Таким образом, для развития художественно - эстетических способностей недостаточно традиционного подхода, а требуется использование и нетрадиционных методов и приемов. Инновационная техника «хеппенинг» как нельзя лучше подходит для детей раннего возраста, ведь именно эта техника предполагает свободу действий, творческие способности и всестороннее развитие. Пусть творчество доставляет нашим детям радость!