Светлана Жидова
Консультация для воспитателей о волонтерской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация воспитателям о волонтерской деятельности дошкольников.
Технология «Дети – волонтеры» как средство
эффективной социализации детей – дошкольников
Публикация «Консультация для воспитателей о волонтерской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.
В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат. Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.
В сотрудничестве коллектива педагогов групп младшего и старшего дошкольного возраста дети старшего возраста помогали младшему:играть,одеваться,показывали театр,навещали в группе.
Две группы участвовали в волонтерском движении «Эколята-дошколята»
Были проведены с детьми следующие мероприятия:
Беседа «Кто такие волонтеры?»
«Научим малышей одеваться».
«Научим малышей убирать за собой игрушки».
Экскурсия по детскому саду. «Школа волонтера». Составление правил и обязанностей учеников «Школы волонтеров».
Изготовление экодошки «Эколята-дошколята». Выяснение детей о том, чем они любят заниматься. Экологическая направленность волонтеров.
Создать условия для развития самостоятельности и ответственности, детей.
«Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании. Развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке.
Создадим сказку
Создать условия для интереса детей к русским народным сказкам на собственном примере
Показ кукольного театра «Репка», «Колобок» малышам раннего возраста
Рекомендация привлечение родителей к подбору художественных произведений для чтения в кругу семьи
Конструирование на тему «Терем Деда Мороза».
Мастер - класс «Добрые дела»-создание кормушек для птиц и корма
Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми.
«Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании
Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках).
Ситуативный разговор «Что такое самостоятельность?»
Создание условий для развития навыка общения в разновозрастном коллективе. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками.
Мастер - класс «Поздравительная открытка для папы
«Может ли ребенок быть самостоятельным?»
Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей Поддержка индивидуальности и инициативности детей через недирективную помощь.
Мастер - класс «Поздравительная открытка для мамы»
Создать условия для осознания великой силы добра. Развить коммуникативные навыки детей. позволяющие решать конфликтные ситуации с сверстниками.
Показ мультипликационных фильмов «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик».
Целевые прогулки на территории детского сада.
Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю».
Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе.
Я - ты - он - она вместе дружная семья
Создать условия для эмоционального благополучия через уважительное отношение к чувствам и потребностям каждого ребенка
Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогает нам решать следующие задачи:
развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя. [7, 69]
Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях.
Взаимодействие детей проявлялось:
дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;
у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;
дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;
многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;
педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога.
Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.