Светлана Ступина
Технологические карты организованной учебной деятельности (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организованной учебной
деятельности (средняя группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Какими игрушками играли дети в старину».
Раздел: Беседа.
Цель: Рассказать детям об особенностях детских игрушек в прошлых веках, познакомить с особенностями раскрашивания филимоновских народных игрушек.
Месяц: Май.
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Темочки:
Мотивационно-побудительный Сюрпризный момент – входит Петушок, здоровается и предлагает детям узнать, какие же игрушки были у их бабушек и дедушек, когда они были совсем маленькие. Дети здороваются с Петушком и легко интересуются предложенной темой.
Организационно-поисковый Примерный рассказ воспитателя от имени Петушка: «Давным-давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы, у них совсем не было таких интересных и красивых игрушек, как у вас. Тогда их взрослые родители придумали лепить игрушки из глины, запекать их в печи, а затем раскрашивать. Маленькие дети очень обрадовались таким игрушкам и целые дни напролёт играли в свистульки, бегали с маленькими фигурками животных и даже со сказочными персонажами.» Дети внимательно слушают воспитателя, запоминают и затем отвечают на заданные вопросы.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель задает вопросы детям по рассказу:
- Когда начали лепить глиняные игрушки?
- Зачем нужно было запекать игрушки в печи?
- Кто придумал игрушки из глины?
- В какие игрушки играли дети?
- Какие бы игрушки хотели слепить вы сами? Ответы детей:
- Давным-давно, когда наши бабушки были совсем маленькие.
- Чтобы они стали твердыми и не ломались.
- Взрослые для детей.
- Свистульки, фигурки животных и герои сказок.
- Лошадку, свинку, гуся, мышку, слоника, жирафа, котенка, курочку.
Ожидаемый результат: Знать – откуда взялась глиняная игрушка и как с ней обращались дети в старину; Иметь – первоначальное представление о филимоновской игрушке; Уметь: своими словами пересказывать историю появления на свет глиняной игрушки.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(средняя группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Поулочки» (своеобразный узор филимоновских игрушек).
Раздел: Рассматривание.
Цель: Знакомство с традиционным филимоновским орнаментом.
Месяц: Май.
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный В группу влетает Петушок, здоровается с детьми и рассказывает им, что он был на базаре и видел там много глиняных игрушек с разным рисунком. Но больше всего ему понравился орнамент на филимоновских игрушках. Он особенный, непохожий на другой орнамент. Затем Петушок предлагает детям рассмотреть этот рисунок. Дети внимательно слушают Петушка и высказывают желание вместе с ним рассмотреть орнаменты филимоновских игрушек.
Организационно-поисковый Воспитатель ведет рассказ от имени Петушка : «Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым. Бегут по игрушке цветные полоски, чередуются с пятнышками. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барышень: ветвистая «елочка»,яркая «ягодка»,лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник- землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы.» Весь рассказ сопровождается наглядным материалом –плакат филимоновских игрушек и сами игрушки, стоящие на подставке. Дети слушают рассказ, внимательно рассматривают яркий, красочный плакат и фигурки филимоновских игрушек, стоящие перед ними. Берут в руки и рассматривают поближе глиняные поделки.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель интересуется, что сегодня понравилось детям и что особенного они запомнили. Дети отвечают на поставленные вопросы и охотно пересказывают то, что слышали от воспитателя.
Ожидаемый результат: Знать – особенности орнамента филимоновской игрушки; Иметь – представление о цветах орнамента; Уметь- отличать орнамент филимоновской игрушки от других.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(средняя группа).
Образовательная область: «Художественное творчество»
Тема: «Лепим курочек из пластилина».
Раздел: Индивидуальная работа (Даня Ушатов, Ярослав Ткачёв, Егор Мельников).
Цель: Дать детям первоначальные навыки в освоении традиционной формы филимоновской игрушки-курочки.
Месяц: Май.
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Входит Петушок, здоровается с детьми и рассказывает, что у него нет подружек – одному ему очень скучно. Он просит детей слепить ему подружек – курочек. Дети выслушивают Петушка, жалеют его и с удовольствием соглашаются помочь ему.
Организационно-поисковый Воспитатель обращает внимание детей на лежащий у них на столах пластилин и предлагает начать лепку курочек.
- Сейчас мы разделим брусочек пластилина на 3 части: одна большая, а 2 других – поменьше.
- Берем большую часть и делаем овоид. Затем один конец овоида вытягиваем и слегка расщепляем – получился хвостик и тельце курочки.
- Следующий кусочек пластилина будет у нас шеей и хохолком курочки: раскатываем колбаску, слегка изгибаем ее, заостряем кончик – клюв и прищипываем сверху – хохолок.
- А последний кусочек пластилина будет у нас подставка: делаем шар, затем слегка его сплющиваем и сужаем сверху. Затем все три части тела соединяем вместе и приглаживаем их. Вот у нас и вышла курочка – подружка Петушка. Дети выслушивают воспитателя и берут в руки пластилин.
Дети разрезают пластилин стеками.
Дети повторяют действия воспитателя.
Дети старательно изготавливают шею и хохолок курочки.
Наблюдая за воспитателем, дети заканчивают образ курочки.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель интересуется, что им понравилось и будут ли они делать для Петушка подружек-курочек. Дети отвечают на вопросы и делятся своим мнением.
Ожидаемый результат: Знать: из каких частей состоит курочка; Иметь: представление о пропорциях тела птицы; Уметь: вылеплять различные части тела птицы из овоида.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(средняя группа).
Тема: «Поулочки» (Рисование филимоновских узоров).
Раздел: Художественное творчество.
Цель: Освоение простейших элементов филимоновской росписи – полосок и елочек.
Месяц: Май.
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Петушок рассказывает детям, что ходил в гости на птицеферму и видел красивых филимоновских курочек. Он предлагает детям рассмотреть рисунки, в которые были раскрашены птицы и обращает внимание на плакат и схему зарисовки филимоновских рисунков. Дети слушают Петушка и рассматривают плакат и схему зарисовки.
Организационно-поисковый Воспитатель предлагает детям научиться рисовать такой рисунок.
Воспитатель обращает внимание детей на своеобразные цвета росписи, рассматривает вместе с детьми схему рисования, обращает внимание на поочередность полосочек у елочек и своеобразность решеточек.
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно нарисовать похожие узоры на альбомных листах. Дети соглашаются.
Дети внимательно рассматривают узоры, запоминают цвета и очередность раскрашивания.
Дети охотно отзываются на предложение и приступают к работе.
Рефлексивно-корригирующий После окончания работы воспитатель предлагает детям создать альбом из рисунков, которые они нарисовали и подарить Петушку, который впоследствии преподнесет подарок от детей (альбом) знакомым курочкам. Дети с восторгом принимают предложение воспитателя и все вместе готовят подарочный альбом с рисунками.
Ожидаемый результат: Знать: как правильно наносить на бумагу филимоновские «поулочки»; Иметь: представление о своеобразных и индивидуальных рисункахв русском народном творчестве; Уметь: наиболее точно передавать филимоновский рисунок.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(средняя группа).
Тема: «Раскрасим курочек в яркие филимоновские цвета».
Раздел: Художественное творчество.
Цель: Учить расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных.
Месяц: Май.
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Воспитатель напоминает детям о том, что недавно они лепили курочек из соленого теста. Затем вносит готовые формы и предлагает детям раскрасить их в виде филимоновского рисунка, так как курочки совсем белые и незаметные. Дети слушают воспитателя и с удовольствием соглашаются.
Организационно-поисковый Воспитатель обращает внимание детей на краски, стоящие на столе и напоминает им, как все вместе рисовали особые филимоновские узоры.
-Ребята, вы помните, как мы с вами делали альбом филимоновских узоров?
-Давайте мы еще раз внимательно рассмотрим альбом, а затем сами нарисуем такой же узор на наших курочках.
Во время самостоятельного раскрашивания воспитатель наблюдает за каждым ребенком, подходит, советует и, если нужно, направляет действия детей в правильном направлении. Дети вспоминают о своих курочках и разбирают их.
- Да, да, помним.
Дети рассматривают альбом и приступают к рисованию узоров, которые они вспомнили.
Дети самостоятельно раскрашивают курочек, берут необходимые краски и прислушиваются к воспитателю.
Рефлексивно-корригирующий После раскрашивания воспитатель предлагает устроить выставку поделок и поочередно приглашает каждого ребенка выбрать самую красивую курочку. Затем благодарит детей за внимательность и аккуратность. Задает вопросы – что именно понравилось во время рисования и что дети сегодня запомнили. Дети поочередно выбирают самые красивые поделки – без внимания не остается ни одна курочка, рассказывают воспитателю, что им сегодня понравилось особенно и что они могут рассказать родителям про филимоновские игрушки.
Ожидаемый результат: Знать – какие именно краски нужны для филимоновского узора; Иметь – представление о том, как выглядят филимоновские игрушки; Уметь – рисовать кистью узоры на фигурках животных.