Оксана Диль
Конспект организованной учебной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Коммуникация.
Раздел:Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Путешествие в сказочный зимний лес»
Цель: обобщение и закрепление ЗУН детей.
Задачи:
Образовательная:
-Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, о жизни диких (лесных) животных зимой.
-Уточнять и систематизировать знания детей о жилищах, местах зимовки диких животных.
Публикация «Конспект организованной учебной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Совершенствовать грамматический строй речи : использовать в речи существительные в нужном падеже, подбирать прилагательные к существительному (лес - снежный, заколдованный, красивый, зимний, таинственный, суровый, морозный, умения отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая :
-Развивать связную речь, зрительное внимание, логическое мышление, координацию речи с движением и ловкость.
Воспитательная:
-Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным и к лесу.
Билингвальный компонент:
Медведь –аю.
Лиса –тлкі.
Заяц –оян.
Белка –тиін.
Волк –асыр.
Еж –кірпі.
Материал: фланелеграф, анимированная картина с зимним сюжетом, искусственные елочки, пригласительная, разрезные картинки, снежинки, следы зайца, иллюстрации с изображением диких животных, магнитофон, аудиозапись голосов животных, песня из мультфильма «Маша и медведь», снежинки со слогами «ма», «ме», «ду», «та», «сы», волшебная палочка, искусственный снег, ноутбук, проектор, фонограмма П. И. Чайковского («Времена года», иллюстрации с изображением жилищ животных, видеоролик «Белый медведь».
-Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей.
-Давайте с ними поздороваемся.
(дети здороваются с гостями на трех языках)
-Ребята, подарим, друг другу улыбки, улыбки нашим гостям и продолжим наше с вами занятие.
-Ой, совсем чуть не забыла, когда я утром пришла на работу, то на своем столе обнаружила пригласительную. Я не стала ее вскрывать без вас. Думаю, что вам тоже это будет интересно узнать, от кого же оно.
(ребенок вскрывает письмо, достает картинки)
-Здесь много разрезанных картинок, и пока не понятно, что здесь изображено. Дети, эти фрагменты нужно правильно сложить и тогда мы сможем узнать, от кого оно, а также сможем прочитать содержимое.
(Дети собирают картинку, на которой изображена Маша)
-Так от кого же пригласительная?
( дети отвечают: от Маши)
Воспитатель зачитывает:
-«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыла, как Вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Очень вас жду!»
- А чтобы быстро добраться, надо хорошо потрудиться.
-Ребята, а больше всех у нас трудится кто на занятии?
( дети отвечают: язычок)
-Давайте покажем, чему он у нас научился?
(воспитатель показывает слоги «ма», «ме», «ду», «та», «сы», а дети проговаривают чистоговорку)
Ма – ма – ма наступила зима.
Ме – ме – ме рады мы зиме.
Ду – ду – ду в зимней лес иду.
Та – та – та кругом красота.
Сы – сы – сы мерзнут носы.
-Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем.
-Но время не ждет
Отправляемся вперед.
-Ребята, Маша передала нам еще волшебную палочку, с помощью, которой мы быстро перенесемся в лес, на лесную поляну.
-Встаньте. Закройте глазки и выполняйте со мной следующие движения:
(дети выполняют движения)
Ты сначала улыбнись,
На носочки поднимись,
Руку правую вперед,
Ногу левую назад.
А теперь остановись,
И немножко покружись.
-Открываем глаза, садимся на свои места.
-С помощью ее чудес
Мы попали в дивный лес.
Полон сказок и чудес.
(Воспитатель делает акцент на волшебную палочку, на доске появляется большая картина Зимнего леса и звучит музыка Чайковского «Времена года».)
-А в какой лес мы с вами попали? Опишите его?
( дети отвечают: снежный, заколдованный, красивый, зимний лес тих и спокоен, таинственный, сказочный лес, в нем все необычное)
(дети зачитывают стихотворения наизусть)
1 ребенок:
-Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
2 ребенок:
- Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
-Молодцы! Вперед, в дорогу.
-Подождите, подождите, прежде чем начать путь, повторим правила поведения в лесу.
(ребенок зачитывает стихотворение «Лесные правила»)
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Нельзя даже громко петь:
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
-Я вижу, вы готовы к путешествию.
- Посмотрите, ребята, чьи-то следы. Как вы думаете, кто их оставил?
( дети отвечают: следы зайца или заячьи следы)
-Правильно, эти следы оставил заяц. Мы по ним пойдем и посмотрим, куда они нас приведут.
(координация речи с движением)
Воспитатель зачитывает стихотворение:
-Вставайте друг за другом и шагайте,
Колени выше поднимайте.
(дети встают и выполняют движения)
По заснеженной дорожке,
Зашагали наши ножки.
Раз шажок, два шажок,
веселей иди дружок.
Ты в сугроб не упади, ждет вас кто-то впереди.
Воспитатель:
-Ой, кто это там сверху бросает шишки? Кто это может быть?
( дети отвечают: белка)
-Как на казахском языке «белка»?
(дети отвечают)
-Ребята, а что вам известно про белочку?
(ребенок рассказывает)
-Белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Зимой она меняется, в шубку серую переодевается,
Всю осень дупло утепляет,
Пух, соломку туда таскает.
К зиме готовит запас: грибы, ягоды, орехи.. .
Чтоб зимой не голодать.
-Белочка, скажи, по какой дороге нам идти?
(ребенок, переодевший в костюм белки, отвечает:
Белка:-Если вы справитесь с моим заданием, то я смогу показать вам нужную дорогу. А иначе можете попасть в логово к волку. А задание такое:
-Отгадайте-ка, ребятки, мои загадки про животных:
(воспитатель загадывает загадки)
1. Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
-Кто это?
( дети отвечают: медведь)
2. Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса, кто же это?
( дети отвечают: лиса)
3. Не барашек и не кот
Носит шубку целый год.
Шубка серая для лета,
А зимой другого цвета?
-О ком идет речь? ( дети отвечают: заяц)
-Ребята, а как этих животных можно назвать по-другому?
( дети отвечают: дикие животные)
-А почему их так называют?
( дети отвечают: живут в лесу, сами себе добывают пищу и ребенок зачитывает стихотворение)
Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи от него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, лугах, в степях.
Сами пищу добывают, сами деток охраняют.
Строят прочное жилище.
Место сбора сами ищут.
-Ребята, а каких диких животных вы еще знаете?
(дети перечисляют : белка, еж, волк)
Белка: -И последнее задание: найдите этим животным их жилище.
(дети называют животное и ставят животных к их жилищу, сопровождая свои слова действиями)
(Медведь живет в берлоге.
Белка живет в дупле.
Заяц прячется под кустиками.
Еж, лиса зимуют в норках)
Белка: -Какие вы умные, способные детки. Вот по этой дорожке продолжите путь.
-Ну а мне пора, до свидание детвора!
(звучит музыка)
-Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Ой, даже страшно идти дальше. И помощи не у кого попросить.
-Ну, разве что у нашей елочки.
Елочка:-Знаю, знаю, что вы спешите на день рождение к Маше. Я смогу вам помочь, если вы ответите на мои вопрос:
Елочка: -Ребята, скажите, разве иголочки бывают только у меня, у елочки?
( дети отвечают: у сосны, швейная иголочка, иголочки у ежа, медицинская иголочка, иголочки у кактуса)
-Ребята, вы назвали много слов, А как эти слова называются?
( дети отвечают хором: многозначные).
Елочка: -А какие еще вы знаете слова?
( дети отвечают: родственные)
Елочка:-Сейчас проверим.
-Перед вами множество картинок, среди которых есть родственные слова слову «снег». Найдите их.
(Воспитатель выкладывает картинки)
( дети находят и отвечают:
-Родственные слова слову «Снег» – снеговик, снежинки, снегирь, снегопад, Снегурочка)
-А почему они родственные?
( дети отвечают: во всех этих словах есть общая часть «снег»)
Елочка:-Молодцы, ребята. Проходите.
-Нужно идти дальше, а сил совсем нет. Ой, вот пенечек стоит, отдохнем.
(дети выполняют движения согласно тексту)
Физкультминутка.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – белые клубочки,
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
-Сил прибавилось, теперь нам ничего не страшно.
-Идем дальше, уже не далеко Машин дом.
(звучит музыкам «рычание медведя», появляется медведь, зевает)
Медведь: -Я услышал шум и проснулся. Решил посмотреть, кто нарушает тишину и покой в лесу.
-Ой, медвежонок, прости нас, мы тебя разбудили.
Медведь: -Ничего не пойму, где же листья на деревьях? Где цветы? Почему так холодно?
-Как много вопросов, Ребята, ответьте медведю, почему так холодно.
( дети отвечают: потому что наступила зима)
Медведь: - А что такое зима?
( дети отвечают: это время года)
Медведь: -А как долго длится зима?
( Три месяца: декабрь, январь и февраль)
-Ребята, а как вы думаете, почему медведь ничего не знает про зиму?
( дети отвечают: Медведи зимой спят)
-А только медведи спят?
( дети отвечают: нет, еще ежи не спят)
-А какие медведи зимой не спят?
( дети отвечают: белые)
Медведи: -Как интересно, а я и не знал, что у меня есть брат.
-Ребята, расскажите немного о моем брате.
(воспитатель включает видеоролик)
Дети рассказывают:
-Белый медведь – самый крупный хищный зверь на планете. Живет белый медведь в Арктике. У белого медведя очень густая и белоснежная шерсть, которая защищает его от холода и намокания в ледяной воде. Всю зиму эти животные проводят на краях льдин. Постоянно переходят с места на место в поисках добычи. У него очень хорошо развиты зрение, обоняние и слух.
(дети зачитывают стихотворения)
1 ребенок:
Не впадают в спячку
Белые медведи,
Не храпят всю зиму
В мягком, теплом пледе.
2 ребенок:
Шубку белую имеет,
И на севере живет,
Рыбку он ловить умеет,
К ней на льдинке подплывет.
Медведи: -А, что это у вас там под ногами?
(Так это же снег)
Медведь: -Ребята, а какой снег в лесу?
( дети отвечают: мягкий, пушистый, блестит на солнце, белый, липкий)
Ребенок:
-Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
-Ребята, возьмите снежок, положите на ладошки и сделайте вдох носом и подуйте на него.
Воспитатель зачитывает в это время стихотворение:
-Подул зимний ветерок,
Полетел снежок
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
-Ребята, а как называется явление, которое у нас сейчас получилось?
( дети отвечают: снегопад)
Медведь: -Ребята, с вами интересно, но я, пожалуй пойду домой, уж очень хочется спать. Ведь до весны еще так долго. До свиданья, ребята.
(дети прощаются с медведем на английском языке)
-Молодцы! Мы так славно потрудились.
-Ребята, а какие пословицы про труд вы знаете?
( дети отвечают: -«Терпение и труд все перетрут»,
-«Какие труды, такие и плоды».)
-Ребята, перед вами снежинки, на которых в центре одних изображены эмоции радости, в центре других грусти. Если вы считаете, что легко справились с заданиями, то возьмите снежинку, где изображена эмоция радости. Если задания вызывали у вас затруднения, то возьмите снежинку с изображением грусти.
(дети выбирают снежинку)
-Вижу, что всем понравилось путешествовать в зимнем лесу.
-А вот и Маша.
(выходит Маша, звучит песня из мультфильма «Маша и медведь»)
-Ребята, поздравим Машу с Днем ее рождения. Споем песню.