Ольга Иванченкова
Технологическая карта занятия «Знакомство с шахматными фигурами» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с шахматными фигурами
Технологическая карта по дополнительному образованию
Обучение игре в шахматы
На тему: «Знакомство с шахматной доской»
1-й год обучения (возраст детей 4-5 лет)
Подготовила: воспитатель 1-й категории Иванченкова О. В.
Дата проведения: 08.11.2018 года
Публикация «Технологическая карта занятия „Знакомство с шахматными фигурами“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Педагогическая цель: формировать интерес игре в шахматы, развить внимание и логическое мышление; познакомить с шахматными фигурами; вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры.
Целевые ориентиры: воспитание уважения к своему партнеру; воспитывать навыки работы в коллективе.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Средства реализации : интерактивная доска, шахматная доска с шахматными фигурами
Материалы: на каждого ребенка раздаточный материал: лист (затонированый) с расчерченными квадратиками, краска: белая и черная, кисти, непроливайки, салфетки
Используемая литература: И. Г. Сухин Шахматы там клетки черно-белые чудес и тайн полны, И. Г. Сухин Шахматы полный курс для детей Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления.
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Скучно было детворе
Ранним утром во дворе,
-Знаю я одну игру,-
-Сказал ребятам Петя. -
Где бы ни был я, везде
В нее играют дети.
В игре есть той ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Ребята, а скажите мне пожалуйста, чтобы начать играть в шахматы, что для этого нужно? Доска какая? Фигуры какие?
А вы бы хотели ребята познакомиться с шахматными фигурами? Познавательно-исследовательская: угадывают название игры.
Коммуникативная: отвечают на вопросы
Организационно-поисковый
Тогда сегодня ребята мы снова вместе с Юрой отправимся в волшебную страну и познакомимся с чудесными фигурами….
Попав в волшебную страну Юра снова встретил Розочку и Загадая. И начал беседу с вопроса:
-Чем играют в шахматы? – спросил Юра.
-Шахматными фигурами, - ответила Розочка. - На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур.
Один из противников командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой шахматист командует командой темных фигур. Это черные.
-А какие они – фигуры?
-Горизонталик покажет их тебе, если догадаешься, как его попросить, - сказал Загадай.
Юра обиделся на друга: вот нравится ему говорить загадками. Он склонился над домиком – кубиком и прошептал:
- Горизонталик, покажи фигуры.
Но Горизонталик не выглянул из домика. Юра попробовал, но не смог. Как же разгадать загадку? Юра обошел шахматную доску, внимательно осматривая каждую клетку. С другой стороны от домика-кубика Юра обнаружил еще пять кнопок с буквами П, С, К, Л, Ф, а на шестой кнопке было написано «Кор».
- С этих букв, наверное, начинаются названия шахматных фигур,-догадался Юра.
Он потянулся к кнопке П и нажал ее. На шахматной доске появились две невысокие круглоголовые фигуры : темная и светлая.
Дверца домика-кубика раскрылась, Горизонталик вышел на крылечко и объявил:
- Это ПЕШКИ, белая и черная.
Юра нажал кнопку С. Пешки начали расти, их круглые головки стали островерхими.
- Это СЛОНЫ, белый и черный,- сказал Горизонталик.
Он нажал кнопку К. Островерхие головки слонов начали расплываться, и слоны превратились с мордочками лошадок.
- Это КОНИ, белый и черный, - пояснил Горизонталик.
Когда Юра нажал кнопку Л, кони превратились в фигуры, похожие на башенки.
- Это ЛАДЬИ, белая и черная.
- Ладьи, - повторил Юра и нажал на кнопку с буквой Ф.
Тотчас на месте ладей оказались красивые высокие фигуры с маленькими шариками на верхушках.
- Это ФЕРЗИ, белый и черный.
Теперь нажми на кнопку «Кор».
Юра надавил на кнопку «Кор», и ферзи превратились в самые высокие и важные фигуры с остроконечными нашлепками.
- Это КОРОЛИ. Белые и черные,- сказал Горизонталик- и короли исчезли, как будто их на доске и не было, а вместе с ними и Горизонталик.
Физкультминутка
В понедельник на санках катался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в снежки играл,
В пятницу ходил на лыжах, очень долго я гулял,
А субботу, воскресенье – целый день, я отдыхал.
Ребята, давайте поможем Юре вернуть Горизонталика?
- Один секрет мы знаем,- С буквы Д начинается слово «диагональ», с В- «вертикаль», с Г –«горизонталь».
- Но как разгадать второй секрет, с буквами Д, В, Г?
(домик веселого Горизонталика)
-Спасибо, Юра! Спасибо…поблагодарил вернувшийся Горизонталик.
Организует самостоятельную работу детей. Оказывает индивидуальную помощь при работе с красками в выборе цвета. В процессе работы напоминает, что шахматные фигуры : белого, черного цвета.
Познавательно-исследовательская:
Рассматривание сюжетных картинок
Речевое: проговаривают слова вместе с воспитателем
Двигательная: выполняют движения по тексту физкультминутки
Коммуникативная: отвечают на вопросы
Изобразительная: раскрашивают шахманые фигуры, самостоятельно выбирают краску, в случае необходимости обращаются к воспитателю за помощью
Рефлексивно-корректирующий Благодарит детей за старание.
В конце занятия предлагает рассмотреть все работы.
А так же закрепить название шахматных фигур.
Покажите белую и черную пешки, коня, слона, ладью, ферзя, короля.
Какая шахматная фигура имеет рот и уши?
В названиях каких шахматных фигур четыре, пять, шесть букв?
Какие шахматные фигуры спрятались в словах : оладьи, спешка, заслонка, коньки? Изобразительная: помогают расставить свои работы на стенде.
Коммуникативная: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд: самостоятельно убирают свое рабочее место.