Шарапова Алена
Конспект занятия по дисциплине обучение игре в шашки, шахматы «Знакомство с шахматными фигурами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по непосредственно образовательной деятельности
Обучение игре в шахматы, шахматы
На тему: «Знакомство с шахматными фигурами»
1-й год обучения
Подготовила: Шарапова А. С.
Дата проведения: 3.10.18
Цель: познакомить с шахматными фигурами.
Задачи:
Обучающие :
• познакомить с шахматными фигурами;
Публикация «Конспект занятия по дисциплине обучение игре в шашки, шахматы „Знакомство с шахматными фигурами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
• выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры.
Развивающие:
• способствовать развитию памяти, внимания;
• развить логическое мышление;
• развить творческую активность.
Воспитательные:
• воспитать навыки работы в коллективе;
• повысить шахматную культуру;
• выработать позитивное отношение к процессу обучения.
Оборудование: Шахматные доски, шахматные фигуры, картинки с изображением шахматных фигур.
Ход занятия:
1. Организациооный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами сегодня заглянем в «Шахматное королевство». Давайте задумаемся и расскажем, как вокруг, в жизни сочетается черный и белый свет. Я начну, а вы продолжите.
1. Черные буквы…
на белых страницах.
2. Черные птицы…
сидят на снегу.
3. Белые аисты…
в черном гнезде.
4. Черные кошки…
на белой трубе.
5. Черный котенок…
сметаны поел.
Повторение пройденного материала. Покажите шахматную доску, белые и черные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали, 2 белые, 2 черные диагонали.
2. Мотивационная игра. «Отгадай».
Похвастаться может красивым нарядом
И тем, что в строю с королём всегда рядом
(Ферзь)
Восемь дружных стали в строй
Стерегут они покой
(Пешки)
Грива есть, но нет хвоста
Фигура эта не проста
(Конь)
Хобот-нос в тело врос
(Слон)
Одной рукой снимая меч,
Другой приклад ружья,
Ферзь может доску пересечь,
Как слон и как?
(Ладья)
Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку -
Прекращается игра.
(Шахматный король)
3. Затруднение в игровой ситуации. Решение проблемы.
Ребята, загадки мы отгадали, но я не знаю, про что мы сегодня будем с вами изучать, может, вы мне подскажите, как вы думаете? Подскажите?
Верно, сегодня мы с вами будем знакомиться с шахматными фигурами.
4. Получение нового знания.
Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Я предлагаю вам их рассмотреть.
Вот его величество – Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.
А вот Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей.
Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями, что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две.
Особая фигура – Слон. На кого или на что похож слон? (ответы детей). На слона совсем не похож. Скорее всего, это высокий человечек в остром шлеме. Почему именно слон? Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и нас лонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два. Кто знает, как по-другому называется эта фигура? (Офицер)
Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два.
А теперь - Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.
Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.
Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?
Показать детям фигуры и послушать их ответы
5. Повторение и развивающие задания. «Игра соотнесение»
А сейчас, я вам предлагаю соотнести сказочных героев с шахматными фигурами.
6. Итог занятия. Рефлексия.
Итак, какие новые вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? С какими мы познакомились шахматными фигурами? Ребята, если вам понравилось занятие возьмите желтый круг, если были затруднения, то красный, если занятие не понравилось синий.