Анна Белянинова
Технологическая карта занятия «Земля в движении. Что такое горы и вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Программа «Мир на ладошке»
Педагог Белянинова Анна Геннадьевна
Возраст детей 5-8 лет
Продолжительность занятия 30 мин
Тема занятия «Земля в движении. Что такое горы и вулканы?»
Цель Создать условия для формирования представлений о важности метода познания окружающего мира путем наблюдения.
Задачи обучающие развивающие воспитательные
Публикация «Технологическая карта занятия „Земля в движении, Что такое горы и вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Формирование умений выявлять за-кономерности распространения зем-летрясений и вулканизма. Знакомство с определением понятия «вулкан». Способствовать раз-витию умения размышлять, анализировать, составлять логические цепочки и умозаключения. Воспитывать потребность в по-знавательной активности, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии.
Форма занятия Беседа с игровыми элементами
Методы организации занятия Словесные методы обучения, методы практической работы, методы проблемного обучения, метод игры, наглядный метод обучения.
Используемые педа-гогические техноло-гии Здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, проблемно-диалогические технологии.
Дидактические мате-риалы Презентация «Земля в движении. Что такое горы и вулканы?», https://www.myshared.ru/slide/142914, https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-dvizheniya-zemnoy-kori-vulkani-geyzeri-klass-944749.html эксперимент «Извержение вулкана».
Необходимое аппа-ратное и программное обеспечение Мультимедийный проектор, компьютер.
Блоки Этапы время Этап учебного занятия Задачи этапа Содержание деятельности
Подготовительный 1 2
мин Организацион-ный Подготовка детей к работе на занятие Приветствие. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 3 мин Подготовитель-ный (подготовка к новому содер-жанию) Обеспечение мо-тивации и приня-тие детьми цели учебно-познавательной деятельности Презентация «Земля в движении. Что такое горы и вулканы?»
Как будто демон вырвался с Земли.
Всё на пути своём сметает.
И тонны пыли грозные столбы.
Округу всю нещадно укрывают.
Окутано живое всё огнём.
Лес хвойный у подножья весь пылает.
Как будто воин злой прошёл мечом…
Всё в Аде том кромешном погибает.
Люди, наблюдавшие извержение много веков назад, считали, что они вызываются какими-то сверхъестественными силами. Так, древние римляне почитали бога огня, которого называли Вулкан. Этот бог, считали они, жил под землей, и когда он сердился и гневался, все сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. Поэтому огнедышащие горы древние римляне стали называть вулканами. Название это дошло до наших дней
Основной 3 6
мин Усвоение новых знаний и спосо-бов действий Обеспечение вос-приятия, осмысле-ния и первичного запоминания свя-зей и отношений в объекте изучения Медленные, или вековые, движения земной коры – это вертикальные движения поверхности Земли со скоростью до нескольких сантиметров в год, связанные с действием процессов протекающих в её недрах.
В результате медленного опускания земной поверхности огромные территории могут быть затоплены морем. Длительное поднятие может привести к противоположному результату: дно моря станет сушей.
Территория, на которой мы живем, тоже была затоплена, поэтому мы с вами очень часто находим свернутые в тугую спираль окаменевшие раковины.
Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в от-дельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные).
4 3 мин Первичная про-верка понимания изученного Установление пра-вильности и осо-знанности усвое-ния нового учеб-ного материала, выявление оши-бочных или спор-ных представлений и их коррекция Ребята, как вы думаете, что такое землетрясение?
Землетрясения – подземные толчки колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния.
Как вы думаете, в каких случаях будет происходить извержение вулка-на? (там, где трещина в земной коре достигает верхнего слоя мантии, там давление уменьшается, вещество мантии плавится, насыщается парами, газами и огненно – жидкая масса с температурой более 1000 градусов устремляется вверх).
На земле насчитывается около 2,5 тысяч вулканов, 800 из них действующие (есть свидетельства их извержения).
5 5 мин Закрепление но-вых знаний, способов действий и их применение Обеспечение усво-ения новых зна-ний, способов дей-ствий и их приме-нения Эксперимент «Извержение вулкана».
Взять маленькую бутылку, облепить ее пластилином или соленым тестом в форме вулкана.
Смесь для извержения:
- сода – 2 столовые ложки,
- лимонная кислота -2 столовые ложки,
- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,
- жидкое мыло -1 столовая ложка,
- вода – 150 мл. воды.
Приступаем к эксперименту.
В "кратер вулкана", т. е. бутылку в макете;
насыпаем 2 столовые ложки соды;
добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);
затем - 1 ложку жидкого мыла.
Смешиваем лимонную кислоту с водой
Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"
Это взаимодействуют вещества кислота-лимонная и сода-щелочь
После проведения опыта подводим итог:
Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по разному в разных состояниях.
6 2
мин Физкультминут-ка или этап ре-лаксации Снятие психоэмо-ционального и мышечного напряжения. Раз – поднялись потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – три кивка,
Пять руками помахать,
Шесть – тихонько сесть.
7 2 мин Обобщение и систематизация знаний Формирование це-лостного пред-ставления знаний по теме Ребята, порой, для того чтобы сделать важное открытие, нужно просто уметь наблюдать. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать, и изучать.
8 4 мин Контрольный Выявление каче-ства и уровня овладения знания-ми, самоконтроль и коррекция зна-ний и способов действий Давайте вспомним, что сегодня на занятии мы узнали?
1. С чем связано движение земной коры?
2. Отчего возникают землетрясения?
3. Что называют очагом землетрясений?
4. Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?
5. Помимо лавы при извержении что еще выбрасывается на поверность?
6. Почему происходит извержение вулкана?
7. Где возникают вулканы?
Итоговый 9 1 мин Итоговый Анализ и оценка успешности до-стижения цели, определение пер-спективы после-дующей работы Как вы думаете все ли тайны природы раскрыты?
В чем положительные моменты вулканизма?
Через 1-2 года пепел превращается в плодородный слой земли и повышает урожайность сельскохозяйственных культур;
1. Лавовые потоки легко выветриваются и через несколько лет на них возделывают тропические фрукты.
2. Вулканы – поставщики горных пород и минералов: соды, туфа, гранита, драгоценных металлов.
3. Здесь располагаются минеральные и термальные источники.
4. От вулканической деятельности зависит хозяйственная деятель-ность человека
В природе очень много не изученного
10 2 мин Рефлексивный Мобилизация де-тей на самооценку Что нового вы узнали на занятии?
Что сегодня вас удивило больше всего?
Как бы вы оценили свою работу на занятии? (оценивание проводится поднятием смайликов).
Как вы оцениваете сегодняшнее занятие?
(Оценивание проводится поднятием смайликов).