Евгения Никитина
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки в обработке А. Н. Толстого»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе
Чтение русской народной сказки
в обработке А. Н. Толстого) «Заяц – Хваста» и проведение дидактической игры на ИКТ оборудование.
ФИО участника: Никитина Евгения Сергеевна
Образовательные области : познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Тема занятия : «Заяц – хваста»
Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе „Чтение русской народной сказки в обработке А, Н, Толстого“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Толстой А.Н.
- Темочки
Возрастная группа : старшая группа
Цель занятия : Подвести детей к пониманию пословицы «Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.» через беседу с детьми старшей группы по оценке поступков и характера главного героя русской народной сказки (в обработке А. Н. Толстого) «Заяц – Хваста» и проведение дидактической игры «Третий лишний»
Задачи занятия :
Образовательные : формировать умение давать оценку поступков и характера главного героя.
Развивающие : развивать умение поддерживать беседу.
Воспитательные: формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.
Дополнительные задачи: учить находить правильный ответ на вопрос с помощью дидактической игры на ИКТ оборудовании
Словарная работа: активизация в речи детей новых слов - крестьяне, гумно, кокорона.
Планируемый результат занятия : выполнение заданий, решение проблемной ситуации, закрепление результатов детей.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, беседы по сказкам.
Материалы и оборудование: сказка «Заяц хваста» ноутбук, интерактивная доска,, интерактивная игра «Третий лишний» жетоны.
№ Этапы,
продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап Привлечь внимание детей и заинтересовать темой занятия. Педагог и дети стоят в кругу.
Приветствие друг другу:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем
Фронтальная форма работы, словесная Дети стоят в кругу и повторяют действие совместно с педагогом Внимание детей направлено на воспитателя
2. Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации -Здравствуйте, ребята вы слышите, кто-то стучится?
(Стук в дверь.)
-Кто там? Заходите.
(Заходит Белочка).
Белочка: Здравствуйте, ребята! Это я к вам пришла, Белочка! Смотрите, какая я красивая, какой у меня пушистый хвостик, какие замечательные ушки с кисточками – я в лесу самая красивая, самая быстрая и ловкая!
Воспитатель: Подожди, Белочка. Зачем ты хвастаешься? Ребята, разве можно хвастаться? Разве это вежливо?
Воспитатель: - Белочка, хвастаться некрасиво, невежливо. Так себя вести нельзя. Ты можешь обидеть других зверей, которые живут в твоем лесу. Разве ты не слышала пословицу «Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.»
Белочка: Нет, я не слышала такую пословицу, а что она означает
и как нужно себя вести, чтобы было красиво и вежливо?
Воспитатель: Послушай-ка вместе с ребятами сказку, может быть тогда поймешь, как нужно себя вести.
-Послушайте загадку и угадайте, о ком будем наша сказка :
Он по полю ловко скачет,
Как пушистый белый мячик.
Летом бел, зимою сер.
И немножко окосел.
Кто Он? Угадай - ка!
Ну, конечно, - ….
Воспитатель.
- Правильно, ребята! Заяц – герой многих сказок. Какой чаще всего бывает заяц в сказках?
- А я вот знаю одну сказку, в которой заяц хвастался. Это русская народная сказка «Заяц – хваста» А. Толстого. В ней говориться о том, что в лесу жил обыкновенный Заяц. В лесу зайцев много, а этот без удержу все хвастается. И усы у него не обыкновенные, как у всех зайцев, а прямо усищи, не зубы, а зубищи, и не лапы, а лапищи.
Ворона пристыдила Зайца за хвастовство…. А вот что было даль сейчас мы узнаем из сказки.
Ребята, а теперь садимся все красиво, что бы спинки у нас были прямые. Словесный: беседа Дети сидят полукругом на стульчиках Дети замотивированы
- нет, не красиво хвастаться
зайка!
- Трусливый, пугливый, осторожный, беззащитный, беспомощный.
2.2 Этап ознакомления с материалом Прослушать произведение художественной литературы СКАЗКА
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами прочитали сказку, а хотите я вам открою один маленький секрет.
Воспитатель: Это одна из моих любимых сказок. Она мне очень нравиться, так как ее мне читала моя бабушка, когда я была маленькой.
Воспитатель: Мне кажется мы немного приустали. Давайте с вами поиграем. Повторяйте за мной слова и движения:
Физминутка:
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть
.Лапки вверх, лапки вниз
,На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок
,На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки
.Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Словесный: чтение художественной литературы Дети сидят полукругом на стульчиках Дети слушают текст художественной литературы
- Да, хотим
Дети выполняют действия совместно с воспитателем
2.3 Этап практического решения проблемы Ответить на вопросы по содержания А теперь давайте вспомним, о чем была сказка?
Кто мне напомнит, о чем была сказка?
-А кто ее автор, кто ее обработал?
-Про кого эта сказка?
-Кто главный герой сказки?
-Кому пожаловались Зайцы?
-Что случилось дальше в сказке?
-Кто спас Ворону?
-Как заяц повёл себя, когда ворона попала в беду?
-Какие качества характера он проявил?
-Чему нас учит эта сказка?
- У меня для вас есть интересная игра на интерактивной доске.
Но прежде, чем, мы начнем играть, давайте вспомним правила работы с доской?
Мы будем работать на интерактивной доске, к экрану подходим на расстояние вытянутой руки, двигаем изображения указательным пальцем, руки должны быть чистыми и сухими.
(Воспитатель открывает «шторку» на рабочем поле игры)
Вам, по очереди, нужно восстановить сюжет басни, проговаривая действия, за правильный ответ вы будете получать жетон. С помощью кубика мы сейчас определим, чей ход будет первым. У кого больше выпадет число на кубике, тот первым и будет начинать. Чтобы определить, кто первый пойдет крутить кубик, нам поможет считалочка:
Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана:
- Буду деточек кормить,
А тебе, дружок, водить!
А сейчас мы подойдем к доске и выполним задания игры на восстановление последовательности действий
Воспитатель:
-Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем разминку для глаз. Повторяйте движения за мной:
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
Друг на друга посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Воспитатель:
-Мы с вами отдохнули, присаживайте на стульчики. Спинки у нас прямые, сидим красиво.
-Ребята, а давайте вспомним как заяц хвастался «Я начну, а вы продолжите.»
не усы - ….
не лапы -…
не зубы - ….
Воспитатель:
-Ребята, а теперь давайте вспомним кому какой момент в сказке понравился, у меня например вот этот.
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Воспитатель:
-А вам какой?
Воспитатель: Ребята, а вам понравилась сказка?
- Ребята, а вы догадались, что значит пословица «Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.» .
Белочка:
-Спасибо вам ребята, вы с помощь сказки показали мне как нужно себя вести, что хвастаться это плохо. До свидания, ребята. групповая и индивидуальная форма работы, игровая, словесная Дети сидят полукругом на стульчиках
Дети подходят к доске
Дети садятся на стульчики - «Заяц – Хваста»
- А. Толстой
- про звере1
- Заяц, ворона
- Вороне
- Когда ворона сидела на заборе на нее напали собаки.
- Заяц –Хвастун
- Он отвлёк на себя внимание, и собаки оставили ворону в покое
- Смелость, отвагу и благородство. Несмотря на то, что Ворона его обидела,
Заяц спас ей жизнь.
- Быть смелым
- Дети вспоминают правила игры с доской
Дети выполняют сюжет басни, проговаривая свои действия
Повторяют движения совместно с воспитателем
- а усищи,
- а лaпищи
- а зyбищи
Дети говорят какие моменты понравились
- Она значит, что не нужно хвататься, если ты будешь делать хорошие дела тебя и так заметят.
-До свидания
3. Заключительный этап Подвести итог деятельности Воспитатель: что же мы сегодня узнали, чему научились?
Воспитатель:
-Ребята посмотрите, а Белочка оставила вам гостинцы.
-На этом наше занятие закончилось. Все молодцы и хорошо справились с заданием. Словесный: вопрос, беседа Дети вспоминают пройденный материал и отвечают на вопросы Подведены итоги