Валентина Качалина
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель ___Качалина Валентина Васильевна___
Класс : ___3 «В»__
Предмет: литературное чтение
Тема: Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Рассказ или сказка?
Место и роль урока в изучаемой теме : урок изучения нового материала. (из 3 уроков - № 1)
Публикация «Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К, Г, Паустовского» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Паустовский К. Писатель для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, для формирования собственного суждения и высказывания по теме.
Задачи:
Предметные
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
• определять жанр литературного произведения, называть основную тему;
• характеризовать героев произведений;
• выявлять авторское отношение к герою.
Метапредметные:
Регулятивные
• принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
• произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
Познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.
• уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.
Коммуникативные
• выражать свои мысли в устной речи;
• участвовать в учебном диалоге;
• принимать участие в коллективном выполнении заданий.
Личностные
• формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений.
Дидактические средства:
для учителя: медиапроектор, выставка книг К. Г. Паустовского, средства ИКТ (презентация, аудиофрагмент сказки «Стальное колечко»
для обучающихся: учебник 2 часть «Литературное чтение» 3 класс В. Ю. Свиридова, “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Наш урок мне хочется начать с пожелания. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь глазами, улыбнитесь сердцем, мысленно пожелайте друг другу всего доброго. И я уверена, что всё будет у вас хорошо.
Посмотрите на экран и прочитайте эти замечательные слова:
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги». (Слайд 1)
-Автор этих строк Константин Георгиевич Паустовский. Это обращение к нам с вами, его читателям. (Слайд 1)
Рассказ о творчестве писателя.
(сообщение с презентацией - творческое домашнее задание) Личностные:
формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений
Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, средств Интернета
2 Актуализация и пробное учебное действие
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений - Какое произведение К. Г. Паустовского вы прочитали дома?
- Что вас взволновало, удивило, обрадовало?
Игра «Верно ли?»
- Каждой паре предлагаются 6 высказываний. Вам необходимо оценить эти высказывания. Если высказывание верное, то вы ставите «+», если высказывание неверное, вы ставите «-» .
- Что будете делать с неверными высказываниями?
1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. («-»)
2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. («-»)
3. На платформе девочка встретила двух бойцов. («+»)
4. Боец попросил подарить ему махорки. («-»)
5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. («+»)
6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. («-»)
- Если ваш ответ совпадает с правильным, то обводите его в кружочек.
- У кого все ответы совпали – тот может себя назвать внимательным читателем. Дети рассказывают о прочитанном.
Работа в парах
- Изменять высказывание так, чтобы оно стало верным.
1. Дед Кузьма и Варюша жили в деревне Моховое («+»)
2. В воскресенье Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы («+»)
4. Боец попросил продать ему махорки. («+»)
6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое стальное колечко. («+»)
Самопроверка. Даются правильные ответы.
Регулятивные
принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
Коммуникативные
принимать участие в коллективном выполнении заданий.
3 Целеполагание, выявление проблемы - К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”?
- Ваши предположения?
- Итак, мнения разделились.
-В чём нам предстоит разобраться на уроке?
- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
• Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
• Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
- Что нужно для того, чтобы выяснить жанр произведения?
Самые разные ответы детей, предположения.
- Определить жанр.
Работа со словарями.
- Хорошо знать содержание. Быть читателем вдумчивым, внимательным.
Понять точку зрения автора.
Коммуникативные
выражать свои мысли в устной речи;
Предметные
определять жанр литературного произведения
4 Решение учебной задачи, совместное исследование. Ну что, давайте скорее читать!
Героев нам надо поближе узнать.
В конце вы ответьте, друзья, без подсказки,
Что мы прочитали: рассказ или сказку?
- При первичном знакомстве с произведением вам встретились незнакомые слова и выражения. Каким образом вы можете объяснить их значение?
- Для чего нам нужна такая работа?
Словарная работа. Определение значения слова
- Определите значение непонятных слов из первой части произведения.
С тесОвых крыш –тёс, махорка, платформа, сапёр, шинель.
Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Мы научимся читать правильно слова, узнаем значение непонятных слов.
- Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.
- Как называется начало в рассказе? (вступление)
- Как называется начало в сказке? (зачин)
- Обратиться к словарю.
- Чтобы понять текст, осознать.
Работа в парах, поиск значения слов в толковых словарях. Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
уметь различать существенную и до-полнительную информацию, выделять главное.
Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»
- Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?
- Что можете сказать о начале? На что похоже начало произведения - на сказку или рассказ?
- Какие признаки рассказа вы можете выделить?
Слушают произведение
- На рассказ.
-Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. Указано, в каком селе живут герои.
Чтение по ролям «Встреча с бойцами».
Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.
Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов «На платформе сидели два бойца…»)
- Прочитаем эту часть текста по ролям. Вам нужно будет распределить роли в своей группе. Не забывайте правила работы в группе.
- Что значит читать выразительно?
- Обратите внимание, с какой интонацией, с каким чувством говорит свои слова каждый герой. Постарайтесь показать то при чтении.
- Какая задача поставлена перед вами?
Работа в группах, распределение ролей – 4 человека: автор, Варюша, боец с бородой, второй боец.
- Соблюдать паузы, ударения
-Прочитать выразительно
Проверка Предметные
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
Коммуникативные
принимать участие в коллективном выполнении заданий.
Физминутка Физминутка.
- Давайте немного отдохнём. Встаньте.
- Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке?
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
- Называем палец и соответствующее чудо.
• Средний - здоровье
• безымянный - большущая радость
• указательный - увидишь весь мир
- Внимательно следите за моими движениями. Я, как Варюша буду надевать на палец колечко. Если надену колечко на указательный палец, вы приседаете. Если на средний, делаете наклоны влево-вправо. Если на безымянный – ходьба на месте.
Хором по правой руке, а затем по левой.
- Расскажите о Варюше: как она себя ведёт, какой у неё характер, сколько ей лет?
- Нравится ли вам эта девочка?
- Как боец обращается к Варюше? Что необычного в этих обращениях?
-Что за художественный приём использовал автор в этих прозвищах?
- Как вы считаете, рассказ бойца о кольце, он волшебный или реальный?
- Что вы можете сказать о поступке Варюши в этом сюжете? А бойца?
- За что солдат подарил девочке колечко?
- Предмет – колечко – простое или волшебное?
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
- Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или рассказ? - Добрая, общительная, верит в сказку.
- «Цветок-лепесток в валенках», «Анютины глазки с косичкой»
- Сравнение, метафора.
Регулятивные
принимать учебную задачу;
произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;
Предметные
характеризовать героев произведений;
выявлять авторское отношение к герою.
Познавательные
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.
5 Итог урока - Какую задачу ставили в начале урока?
- Произведение “Стальное колечко” - сказка или рассказ?
- К. Г. Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Он говорил: “Мы живём в мире сбывшихся сказок. ” Как вы это понимаете?
- О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? - И рассказ, и сказка.
- Рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать.
О добре, заботе о близких.
6 Рефлексия
Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса Приём «Три М»
- Подумайте, какие три момента на уроке вам понравились и получились у вас лучше всего.
- Предложите действие, которое сможет улучшить вашу работу на следующем уроке.
Приём «Пятёрочка».
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
7 Домашнее задание
1. стр. 30-34 выразительное чтение, пересказ
2. Творческое задание: придумать продолжение
Про какой палец не сказал боец Варюше?
Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского. выбор домашнего задания
Список литературы
1. Свиридова В. Ю. Литературное чтение : учебник для 3 кл. – Самара: Издательство “Учебная литература” : Издательский дом “Федоров”, 2012
2. Захарова В. В., Серова М. В. Поурочные разработки по литературному чтению : 3-й класс. – Самара: корпорация “Федоров”, 2009.
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М. : Азъ, 1994.
4. Паустовский К. Стальное колечко. – М. : Советская Россия, 1977 – 24 с.
5. Единая коллекция ЦОР https://festival.1september.ru/articles/651864/
6. Единая коллекция ЦОР: https://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/Popova_VN/ou_Popova_VN.html
7. Единая коллекция ЦОР https://artcyclopedia.ru/letnij_vecher_okolica_1899-levitan_isaak_ilich.htm
8. Единая коллекция ЦОР https://yandex.ru/images
9. https://viki.rdf.ru/item/1352/download
10. paustovskiy.niv.ru