Полина Пермина
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе «Иллюстрирование литературного произведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока изобразительного искусства
учитель изобразительного искусства Пермина П. Д.
5 класс
УМК: С. П. Ломов «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа»
Продолжительность урока 45 минут
Тема: Иллюстрирование литературных произведений
Номер урока в данной теме : пятый
Тип урока : комплексное применение знаний и умений и навыков
Публикация «Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе „Иллюстрирование литературного произведения“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цели и задачи урока : Познавательные – знакомство с творчеством русских художников – иллюстраторов И. Билибиным, В. Конашевичем, В. Васнецовым, раскрытие содержание композиции цветом, научиться сравнивать понятия иллюстрация и рисунок, изучить закономерности создания иллюстрации, ознакомить с работами художников-иллюстраторов сказки «Конек-горбунок», знакомство с книжной графикой; научить выбирать фрагменты литературного произведения для иллюстрирования;
Воспитывающие - умение последовательно и самостоятельно выполнять работу, выражать свои мысли и чувства, интерес к чтению и творческому осмыслению прочитанного, показать нравственную ценность сказки через анализ поступков главных героев сказки
Развивающие – развитие у учащихся интереса к русской литературе, книжной графике.
формирование художественно-эстетических чувств, образного воображения, речи развитие творческих способностей школьников,
Форма урока : тематическое рисование по представлению и воображению, иллюстрирование литературного произведения сказки П. Ершова «Конек – горбунок».
Приемы, методы, технологии обучения : метод проблемного изложения материала., беседа, работа с текстом и иллюстративным материалом, практическая работа. Личностно – ориентированная технология, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование:
для учителя: презентация к уроку, книги художников иллюстраторов И. Билибина,, В. Конашевича, В. Васнецова. Книга П. Ершова «Конек – горбунок» разных изданий, с иллюстрациями разных художников, заготовки иллюстраций, презентации ученика Биография П. П. Ершова.
для учеников – альбомы, карандаши, краски акварель или гуашь, кисти.
Ожидаемый результат: умение составить композицию иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-горбунок» с цветовым решением.
Принципы наглядности, доступности, последовательности, активности и сознательности.
План урока
1. Организационный момент
Самоопределение к деятельности. -2 мин
2. Объяснение нового материала -13 мин
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи Закрепление пройденного материала
4. Самостоятельная работа - 27 мин
5. Завершение урока и задание на дом. Рефлексия. Подведение итогов - 3 мин
Планируемые результаты
предметные метапредметные личностные
Умение в соответствии с содержанием композиции подбирать время года, дня, освещение и вместе с ними выбирать выразительный колорит и цветовую гамму. Умение передавать настроение цветом, выделять композиционный центр цветом, использовать в качестве средства художественной выразительности цветовой и тепловой контраст. Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения цели, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение вести диалог, слушать собеседника, рассуждать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы, умозаключения. Формирование гуманистических, демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к своей стране. Будущей профессии, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. уважение к культуре и традициям народов России; осознание своей национальности через знакомство с лучшими образцами русского изобразительного искусства Формирование эстетических ценностей. потребностей, чувств.
Формирование представлений о нравственных нормах. Дальнейшее развитие фантазии, воображения. Пространственного представления. художественного чутья, чувства цветовой гармонии. Формирование самостоятельности, способности к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией, ориентация на результат.
1. Организационный момент
Самоопределение к деятельности.
Деятельность учащихся
Практическая работа учащихся
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя
Подготовка к уроку учебник (ч. 1, рабочей тетради, альбома, живописного материала (акварель, гуашь, цветные и акварельные карандаши, кисти, вода.
Необходимое обеспечение: компьютер, проектор, экран. подготовка класса к работе
2. Объяснение нового материала -13 мин
А)Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Б)Постановка учебной задачи В)Закрепление пройденного материала
А)Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: выявить уровень знания, определить типичные ошибки
Вы любите книги, чтение сказок?
Проанализируйте определение слова «иллюстрация» взятое из толкового словаря и выявить отличие иллюстрации от рисунка.
Вопросы: Чем отличается иллюстрация от простого рисунка? Что будет пояснять иллюстрация, которую мы должны создать к концу урока? Итак, иллюстрация поясняет текст сказки.
Б)Постановка учебной задачи
Цель: мотивация учебной деятельности учащихся на выполнение задания (Показ репродукций, выставочный материал, книги сказок).
Ребята, любите ли вы сказки? Несомненно! Мы любим их читать, имея красивую книгу с яркой обложкой и красочными иллюстрациями. Внимательно ли вы их читаете? Вы можете представить книгу без иллюстрации? Назовите имена художников, любивших рисовать сказки для детей.
Мини-презентации детей о художниках Ю. Васнецове, И. Билибине, Милашевском.
Иван Билибин делал иллюстрации в декоративно-плоскостном стиле, Юрий Васнецов подражал рисункам детей, Владимир Милашевский работал в реалистической манере, передавая в работах объем и воздушное пространство. Каждая из представленных иллюстраций является целостным высокохудожественным произведением.
Ребята! Вспомните творчество какого либо художника иллюстратора назовите отличительные черты его манеры рисования (художники Михаил Врубель, Александр Елисеев книга «Конек-горбунок»)
Вывод: художники используют в своих работах разные стили изображения.
Кто-то говорит, что сказка "Конек-горбунок" - шедевр, Она насыщена волшебными героями: Жар-птица, огромная рыба и другие. В сказке встречаются устаревшие слова, интуитивно понятные, придающие особый колорит произведению. Сказку Конёк-Горбунок читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и конечно же, чудеса.
Что мы знаем о П. П. Ершове? Что мы знаем о его одной единственной сказке? Когда и почему Ершов стал знаменит?
минипрезентация о П. Ершове.
Учитель: предлагаю определить цель своей деятельности на уроке.
Цель: создать иллюстрацию к сказке «Конек-горбунок»
Чтобы достичь этой цели, нам придется решить ряд задач:
- узнать, что такое иллюстрация и чем она отличается от обычного рисунка?
-выяснить, как создаются иллюстрации?
Презентация учителя «Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек горбунок»
при просмотре слайдов проводится проверка знания содержания сказки. (на партах вопросы)
Проанализировав композицию делаем вывод:
Главные задачи на уроке –раскрыть содержание сказки, используя художественные средства:
А) определение линии горизонта;
Б) пластику движения основных линий композиции;
В) выделение композиционного центра размером и контрастом;
Г) придумать цветовое решение, соответствующее времени года и настроению сюжета.
В)Закрепление пройденного материала
Применение знаний и умений в новой ситуации. Теперь, когда мы хорошо представляем себе главных героев сказки, самое время начать работу над созданием иллюстрации. Обратимся за помощью к профессиональным художникам, которые уже работали над иллюстрированием этой сказки. Цель: выполнить задание, тренирующее способности составления композиции
Цель: ставят цели, формулируют и уточняют тему урока
Составляют план достижения цели
Проверка знания содержания сказки. Работа в парах, ответить на вопросы.
1 Кто подарил Иванушке чудесного Конька-горбунка? (Белая кобылица)
2. Что посоветовал Конёк-горбунок Ивану, когда тот нашёл перо Жар-птицы? (Не брать его)
3. На какую должность взял царь Ивана для службы при дворце? (Главный конюх)
4. Что приказал Ивану царь, когда узнал, что у того есть перо Жар-птицы? (Достать саму Жар-птицу)
5 Во второй раз царь отправил Ивана за прекрасной Царь-девицей, чтобы взять её себе в жены. Но Царь-девица сказала, что не выйдет замуж за царя, пока не получит свой перстень. А где находился этот перстень? (В океане)
6 В поисках перстня Иван встретил Чудо-юдо рыбу – кит. За что кит нес тяжкое наказанье и выполнял роль острова, на котором жили люди? (За то, кит проглотил три десятка кораблей)
7. Даже когда Иван привез перстень, Царь-девица не хотела идти замуж за царя. Что еще она от него потребовала? (Чтобы он помолодел, искупавшись в трех котлах)
8. Иван, которого царь послал первым искупаться в котлах, стал красавцем хоть куда. А что стало с царем? (Сварился в первом же котле)
9. Чем закончилась сказка? (Иван женился на Царь-девице и стал царем).
Во время ответов просмотр презентации.
При выполнении композиции учащиеся самостоятельно выбирают средства художественной выразительности: время года, дня, освещение, цвет, колорит, контраст и т. д. в зависимости от содержания.
Совместное составление алгоритма поэтапного рисования
1 этап. Выбрать самый любимый момент сказки П. Ершова «Конек-горбунок»
2 этап. Выполнить эскиз к композиции, продумав, где будут располагаться главные герои, какого они будут размера, в общих чертах должно быть понятно их движение, поворот.
3 этап. Выполните рисунок композиции. Старайтесь как можно точнее перенести эскиз на большой лист. Для этого можно эскиз и лист поделить на равные клеточки и в процессе увеличения масштаба ориентироваться на них. Следить за тем. Чтобы изображения были понятны без пояснений. Для этого нужно, чтобы герои были нарисованы в естественных позах (например, разговаривали между собой, стояли рядом и смотрели друг на друга, чтобы выразительным было положение торса, ног и рук в пространстве, показаны характерные жесты.
4 этап. Живописное решение композиции – в реалистичном (объемном) или декоративно-плоскостном стиле
Физминутка.
Встаньте и покажите руками, какого примерно роста был конек – горбунок. А какой длины были его уши? Еще раз. Закройте глаза и представьте, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить конька-горбунка в полный рост. Садитесь.
Проблемная ситуация: посмотрите внимательно на иллюстрации разных художников к сказке «Конек-горбунок» и попробуйте сделать вывод, на какие моменты следует прежде всего обращать внимание при иллюстрировании.
Выводы:
1)В сказке для иллюстрирования выбираются, как правило, фантастические персонажи: жар-птица, чудо-рыба и т. д. Ведь предполагается, что сказку будут читать дети, и художник должен помочь им представить этих волшебных героев, которых они никогда в жизни не видели.
2)Обязательно присутствуют на иллюстрациях главные герои.
3)Кроме того, иллюстрируются самые важные и захватывающие моменты сказки.
3 шаг- определение композиции рисунка. Что будет являться композиционным центром рисунка? Как обозначить композиционный центр на рисунке?
4 шаг-цветовое решение. Как с помощью цвета передать характеры героев, их настроение? Как передать сказочную атмосферу произведения
4. Самостоятельная работа При выполнении композиции учащиеся самостоятельно выбирают средства художественной выразительности: время года, дня, освещение, цвет, колорит, контраст и т. д. в зависимости от содержания.
работа в альбоме. Выполнение иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек – горбунок»
рисование по воображению и представлению
5. Завершение урока и задание на дом. Повторить биографию П. П. Ершова, выполнить иллюстрацию к другим произведениям П. Ершова
Рефлексия. Продолжите фразы: На уроке мне понравилось Самым интересным и полезным на этом уроке было …
Подведение итогов Цели, поставленной вначале урока, мы достигли. Экспресс-выставка.
Что нужно помнить, чтобы создать хорошую иллюстрацию?
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Просмотр всех работ. Учащиеся рассказывают, что они хотели передать в своей композиции, называют средства художественной выразительности, которые помогли передать замысел, оценивают результат, рассуждают о том. Что помешало раскрыть содержание. Анализ своей работы и работ одноклассников
Спасибо за урок!