Ирина Николаевна Осипова
Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме «Изображение предметного мира — натюрморт».
▼ Скачать + Заказать документы
Урок изобразительного искусства в 6 классе.
[/b]
Тема «Изображение предметного мира – натюрморт»
Цель урока :
• Познакомить учащихся с основами композиции, сформировать навыки, грамотного размещения композиции на плоскости, развить творческое воображение и эстетическую восприимчивость
• расширить знания учащихся о жанре натюрморта;
Публикация «Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме „Изображение предметного мира — натюрморт“,» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
• учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
Задачи урока :
• дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
• учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
• узнать о понятии «стиль», его разновидности;
• развивать творческую и познавательную активность.
Оборудование: Изобразительный ряд : репродукции картин натюрмортов (презентация, видеоролик «Натюрморт», образец педагогического рисунка "ваза с цветами", схема последовательности рисования натюрморта. Проектор для показа слайдов (ИКТ, материалы ЦОР «Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей»
Для учащихся: альбом, графитный карандаш, акварель, ластик
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.
Основные понятия:
• Натюрморт
• Стиль
Учащиеся должны:
1. Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;
2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.
Реализация основной дидактической цели урока :
• проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
• дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.
План урока.
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Объяснение нового материала – 10 мин.
• Видеоролик «Натюрморт». Сообщение темы урока.
• Беседа. Материалы ЦОР.
3. Практическая работа – 24 мин.
• Постановка художественной задачи.
• Самостоятельная работа учащихся.
4. Подведение итогов – 5 мин.
• Экспресс – выставка.
• Анализ работ.
• Карточка достижений
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и закончите его, при этом обратите внимание на экран: (на экране одна за другой появляются картины с изображением натюрмортов, звучит спокойная музыка)- слайд №1
Если видишь на картине чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем,
Стоит множество посуды, и стеклянной, и другой,
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой,
А ещё и так бывает: нарисована там дичь,
В завершение положим спелых персиков и слив,
А ещё на той картине нарисован, может, торт,
И поэтому картину назовём мы? (натюрморт)
На экране слово натюрморт
Ребята,как вы думаете,что изображается на натюрмотрах?
(фрукты,овощи,цветы,посуда и. т. д.) Могут быть предметы живой природы-рыба на столе, цветы в букете животные, птицы. ,
Как это можно назвать?
НАТЮРМОРТ.
Правильно.
Итак тема нашего урока : «Изображение предметного мира – натюрморт.»
(Экран)
Вопрос: Слово “натюрморт” вы прекрасно знаете. А что это такое?
«Натюрморт» происходит от французского nature morte, что буквально обозначает – «мертвая природа» - это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению предметов обихода, снеди (овощей, мяса и т. д. ,цветов и прочего
Сегодня на уроке мы познакомимся с изображением художников окружающей жизни во все времена.
Слайд № 2. Эпиграф урока. “Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех”.
Борис Леонидович Пастернак
Слайд № 3.
Учитель. Тема урока «Изображение предметного мира – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.
Учитель. Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? Одному из учеников класса я дала задание подготовить слайд «Понятие натюрморта». Пожалуйста, представь нам свою домашнюю работу.
Слайд № 4. (Натюрморт -) Приложение 1
Ученик. Рассказывает «Что такое натюрморт?», рассказ сопровождает показом презентации подготовленной дома.
Слайд № 5. (Задание)
Творческое задание «Собери фразу».
Учитель. Как же возник и развивался этот жанр?
Слайд № 6 – 16
Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.
Слайд № 17. (Голландский натюрморт)
Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.
Материалы ЦОР «Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей».
Слайд № 18. (Натюрморт Ван Гога) выступление ученика
Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?
Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.
Слайд № 19. (Натюрморт А. Матисса) выступление ученика
Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?
Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.
Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?
Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.
Учитель. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.
Слайд № 20. (Натюрморт Пикассо) выступление ученика
Учитель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.
Слайд № 21 -24. (Векторный, трехмерный, фотонатюрморт)
Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты.
Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.
Термин «Стиль». Поиск информации по Интернету. 2-3 ученика за компьютерами выполняют задание.
Задание на поиск информации. Понятие «Стиль».
Слайд № 25. (Стили натюрморта)
Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.
Слайд № 26 (Задание)
Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт?
Слайд № 27. (Натюрморты)
Работа на интерактивной доске.
Учитель. Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?
Ответы учащихся.
Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?
Ответ ученика. О человеке.
Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?
Ответ ученика. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.
Учитель. С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Фрукты».
Ответы учащихся. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.
Учитель. Что мы делаем дальше?
Ответ ученика. Размешаем предметы на доске.
Творческое задание «Составь натюрморт».
Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?
Ответ ученика. Цвет.
Слайд № 28. (Цвет)
Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.
Слайд № 29. (Колорит)
Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.
Слайд № 30. (Контраст)
Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными.
Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.
Важную роль в натюрморте играет фон, задник. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль. Откройте позади натюрморта дверь и мы туда в нее будем смотреть. Еще одна особенность это светотень.
Слайд № 31-32
Практическая работа:
У вас на столах стоят различные предметы обихода. Мы попробуем составить натюрморт, примеряя требования к нему;
А затем каждая пара попробует доказать правильность составленного натюрморта.
Из предлагаемых предметов составить натюрморт по темам :
1. «Праздник»
2. «Натюрморт столяра»
3. «Игрушки в уголке»
4. «Вещи в ванне»
5. «Кухонная утварь»
Каждая группа зарисовывает свой натюрморт в карандаше.
Сегодня на уроке мы говорили об одном из жанров ИЗО, о каком?
1. Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно ставить по правилам, чтобы его составить, необходимо в него погрузиться).
2. Какие чувства воспитывает в вас произведения искусства - натюрморт? (Красота натюрморта воспитывает эстетический вкус)
3. Что мы можем сказать о натюрморте, глядя на него? (Мы видим, что в нем показан прекрасный мир вещей, он говорит не только о жизни вещей, но и о быте их хозяев).
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов.
Слайд № 33
Выставка. Под названием табличек «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты» учащиеся разместили свои работы, соответственно стилю.
Учитель. Давайте посмотрим на нашу выставку.
Анализ работ. Оценки учащихся.
Слайд № 34. (Кроссворд)
Задание на дом
Кроссворд «Натюрморт».
Учитель. Спасибо. Урок окончен.