Терехова Марина
Конспект урока обучение грамоте (чтение) в 1 классе «Звуки [т’], [т] и буквы Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока обучение грамоте (чтение) в 1классе на тему «Звуки [т'], [т] и буквы Т, т»
Разработала: учитель начальных классов Терехова Марина Петровна
Тип урока : изучение нового материала.
Цель: Создание условий для ознакомления обучающихся с согласными звуками [т], [т'], буквами Т, т, формирования новых знаний о звуке и букве «тэ», развитие речи.
Задачи:
Публикация «Конспект урока обучение грамоте (чтение) в 1 классе „Звуки [т’], [т] и буквы Т“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения :
- формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;
- способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;
- формировать культуру общения, навыки коллективного труда;
- проявление понимания и уважения к ценностям культуры.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения :
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – характеризуют согласные звуки [т], [т'],
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно рассказывают сказку по сюжетной линии.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :
- познакомить учащихся со звуками (т') и (т) и буквами, которые их обозначают;
- овладение навыками плавного слогового чтения с буквой т,
- чтение предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,
- иметь представление об антонимах и многозначных словах.
Метопредметные связи: русский язык, литературное чтение, музыка, окружающий мир.
Оборудование и технические средства обучения, наглядные пособия:
1. Распечатка заданий
2. Учебник «Азбука», Москва, «Просвещение», 2013г. Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева
3. Электронное приложение к уроку обучения грамоте.
Граница знания – незнания:
учащиеся знают и умеют: читать слова с изученными буквами (а,о,у,ы,и,э,с,н,м,л);
не знают: какие звуки обозначает буква Т, не умеют читать слоги-слияния
Методическая особенность и новизна конкурсного урока.
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Интерактивные формы обучения направлены на повышение качества знаний и мотивации учащихся.
Важно правильно выстроить структуру урока, выявить единицу содержания, так построить проблемный диалог с учащимися (на подготовительном этапе, чтобы они сами поставили учебную задачу и предложили способы её решения. К. Д. Ушинский сказал: «Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность. Вы приготавливаете ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны…». ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовала Интернет.
Структура урока.
Этапы:
1. Организационный этап. Мотивация.
2. Актуализация знаний. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
3. Постановка учебной задачи и определение темы урока.
4. Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности.
5. Этап первичного закрепления знаний и способов действия.
6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Информационно-технологическая карта урока
№
п/п Этапы Информационное обеспечение (ИО) к каждому этапу урока
1 Организационный этап. Мотивация Стихотворение
2 Актуализация знаний. Этап подготовки учащихся к актив-ной учебно-познавательной деятельности. Напечатанные на доске слова
3 Постановка учебной задачи и определение темы урока Аудиозапись стихотворения «Тучка»
4 Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности Учебник. Электронное приложение к уроку : составить схемы. Игра «Твердый – мягкий», чтение слогов
5 Этап первичного закрепления знаний и способов действия Электронное приложение к уроку.
6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Технологическая карта урока
№
п/п Этапы
урока Содержание этапа,
деятельность учителя Деятельность
учащихся Формируемые универсальные учебные действия
1 Организацион-ный этап. Мотивирова-ние к учебной деятельности. 1. Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
- С каким настроением пришли на урок?
Приветствие учащихся.
1,2,3,4,5
Урок пора нам начинать
Вы друг-другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь
Напоминает главное правило на уроке :
• Внимательно слушай учителя и своих товарищей.
Проверяет готовность к уроку.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Проговаривают стихотворение и организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.
Быстро включаются в деловой ритм.
Регулятивные:
Организация рабочего
места под руководством учителя, учатся самоорганизации
Личностные:
Развитие
самостоятельности.
Коммуникативные: учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им
2 Актуализация знаний. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности.
Чтение напечатанных на доске слов:
Сон сом сын оса
-Какое слово можно назвать лишним?
- Почему?
- Назвать гласные буквы.
- Назвать согласные буквы.
- Как еще мы можем ответить на вопрос: Какое слово лишнее?
- Какая гласная буква показывает, что при произношении буква, стоящая перед ней, обозначает мягкий согласный звук?
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Речевая разминка.
Та – та - та – длинный хвостик у кота.
Ту – ту – ту – я расту, расту, расту.
Ти – ти – ти – веником могу мести.
Том – том –том – поиграю я с котом.
Отвечают на вопросы учителя.
- Лишнее - оса
- Все слова начинаются с буквы С, а оса – с О
- А, О, ы.
- Н, М,С
- Лишнее слово оса, потому что оно начинается с гласной буквы, остальные – с согласной.
- Буква И.
Активно и заинтересованно участвуют в обсуждении.
Проговаривают предложения.
Коммуникативные:
Постановка вопроса.
Познавательные:
Построение речевых высказываний.
Находят ответы на вопросы.
3 Постановка учебной задачи и определение темы урока
У вас есть 3 варианта определить тему урока :
• Спросить у меня
• Посмотреть в учебнике
• Сформулировать самостоятельно
- Какой путь выберем?
- Молодцы! Вы пошли по трудному пути, но добывать знания самим всегда интересно и полезно.
Сегодня на уроке :
Познакомимся с….
Научимся ….
Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.
Слушают аудиозапись стихотворения «Тучка»
Букой Тт
Отличать звуки [т],[т,]; писать букву Т; читать слоги с согласным т Познавательные:
Формулирование темы, постановка проблемы.
Формировать умения
выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Регулятивные:
Соотнесение того,
что известно и
что предстоит узнать.
Коммуникативные :
умения слушать и
понимать речь других
4.
Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т'] и [т]. Используя электронное приложение, по картинке определяем слово. Печатаем его. У доски составляем схему слова, используя алгоритм. Проверяем по эталону.
Вспоминаем правило:…. Электронное приложение ПЕТУХ, АИСТ, ДЯТЕЛ, ТИГР
2. Игра синий-зеленый (9 слов) по картинке СЛАЙД 1
Ребята, мы с вами схемы составляли звук произносили, пришло время познакомиться с буквой
3. Знакомство с буквой Т.
- Давайте пофантазируем, на что похожа буква Т?
Молоток стучит тук-тук,
Букве «Тэ» я старый друг.
Буква «Тэ» сТоиТ как сТолик,
Или с полочкою сТолбик. (напечатан на листочке. Читаю стихотворение и раздаю детям листочки)
Обведите букву Т синим карандашом. Почему мы взяли синий карандаш.
- Возьмите красную фишку, положите её перед собой. Справа положите синюю фишку, слева - зелёную, ниже красной – еще 2 красных. Что у вас получилось? Буква Т.
- Уберите фишки.
А теперь встанем на ноги и изобразим букву т пальцами, ладонями, вытянув руки в стороны
А какие еще буквы мы можем показать используя гибкость своего тела
4. Работа с учебником
5. Чтение слогов и слов с. 84 учебника
ЧИТАЮЩИМ ДЕТЯМ
Не читающие работают со слайдом 3-4
6. Работа с текстом с. 85 учебника слайд 5-6
Читающие дети читают по цепочке. Все следят за текстом. Отвечают на вопросы
Физкультминутка.
Мы покинем этот класс,
Станем тиграми сейчас.
Ну-ка выпрямись, дружок.
Тигр делает прыжок.
А теперь еще один.
Ну, а прыгнув, посидим.
Поглядим по сторонам
И присядем по местам.
Рассматривают схемы слов-[т]
- Произносится с преградой, звук согласный, твердый – синий круг
- Мягкий согласный, зеленым кругом
Высказывают свое мнение
Вспоминаем правило:… если видим и слышим гласный и, то предыдущий согласный будет мягким
Тигр, телефон, тюльпан, лист, туча, торт, тыква, трактор, телевизор, тумбочка, табурет…
Один ребенок называет слово, остальные дети поднимают нужную фишку. Мягкий Т – зеленую, твердый Т-синюю
Высказывают своё мнение. На молоток, на зонтик и т. д.
Находят букву Т обводят синим карандашом.
Ответы детей (твердый звук)
Выкладывают букву Тэ
Показывают, следуя указаниям учителя
Л, О, К, Г….
Осуществляют профилактику переутомления.
чтение слогов СЛАЙД 2.
Хором читают слоги и слова
Чтение текста. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного.
Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы.
Выполняют движения под руководством учителя Коммуникативные:
Формирование умения
слушать и слышать,
ясно и чётко повторять за учителем.
Познавательные.
осознавать звуки,
соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения,
подводить факты языка под освоенные понятия;
Познавательные УУД:
знаково-символическое моделирование
Коммуникативные:
участвовать в диалоге,
в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы
речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого.
Личностные.
помочь учащимся осознать социальную, практическую и
личностную значимость
учебного материала, ценность
совместной деятельности;
Коммуникативные:
вступают в учебное сотрудни-чество с учителем и одноклас-сниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
Познавательные:
воспринимают чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивают техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
Осуществляют профилактику переутомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке.
Личностные.
помочь учащимся осознать социальную, практическую и
личностную значимость
учебного материала, ценность
совместной деятельности;
5. Этап первичного закрепления знаний и способов действия
1. Прописывает букву Т
(задание 2 - карточка)
2. Выполняют задание 3. Слайд 7
Вставить пропущенную букву Т, прочесть получившиеся слова
3. Работа с задание 4. Игра «Превращения слов». Слайд 8. Измени одну букву так, чтобы получилось новое слово. Напечатай его в пустых клеточках. Задание выведено на магнитную доску. По одному выходим и выполняем. Остальные дети работают на местах.
4. Работа с многозначными словами.
С. 85 учебника ЛИСТ ТРУБА
-Рассмотрите рисунки, прочитайте слова под картинками.
НОС…
- Что вы заметили?
- Какое значение имеет слово НОС
Такие слова называются многозначными
Приведите свой пример многозначного слова. Слушают учителя, выполняют задание
Вставляют букву Т и читают слова
Запись слов, составление схем
Работают со словообразованием.
- Был КОТ стал КИТ.
Наблюдение над написанием слов и их многозначностью. Определяют разные значения слов.
- Слова пишутся и произносятся одинаково, а значение слов разное.
Нос чайника, нос человека и т. д.
Пример многозначных слов КИСТИ слайд 9
Коса… Познавательные:
воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого.
Коммуникативные:
формирование умения
слушать и слышать,
участвовать в диалоге,
в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы
речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого.
6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. Подводим итоги работы на уроке.
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Что вызвало затруднение?
Давайте определим, кто сегодня на уроке работал лучше всех.
А кто был менее активен, но давал правильные ответы?
Молодцы! Все хорошо потрудились.
Вы любите рисовать? Кто хочет может в первом задании раскрасить все фрагменты с буквой Т. А завтра скажите, что у вас получилось. Какой предмет там спрятался.
- Спасибо за урок. Отвечают на итоговые вопросы учителя. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке.
Высказывают свое мнение выбирают 1-2 ребят, обосновывают свой выбор, тем самым вспоминают задания и возвращаются к заданиям. Двое самых активных получают «Звезду героя». Трое - медаль «Молодец».
Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учатся учитывать разные мнения
Познавательные: учатся использовать речь для регуляции своего действия, учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.