Татьяна Зотова
НОД по обучению грамоте: «Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, У, Э, Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель:
• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [у], [э].
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания детей о гласных звуках.
• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
• Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
• Продолжать учить определять количество слогов в слове.
• Закреплять графические образы букв А, О, У, Э.
• Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.
Публикация «НОД по обучению грамоте: „Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], Буквы А, О, У, Э, Ы“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• Учить составлять предложение.
Развивающие:
• Развивать речь, внимание, мышление.
• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приё мы:
• Музыкальное сопровождение.
• Словесный (вопросы, объяснение).
• Наглядный (картинки, показ артикуляции).
• Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).
• Практический (упражнения).
• Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь» : «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков (звуковички, снежинки с предметными картинками, буквы, санки, цветные карандаши, азбука, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.
Раздаточный материал: карточки) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, пуговицы для выкладывания букв.
Ход деятельности:
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
II. Мотивационная игра.
- Ребята, какое сейчас время года? (осень)
- Какая осень: ранняя или поздняя? Назовите признаки поздней осени.
- Какой сейчас идет месяц? (ноябрь)
- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)
В ноябре и дождь и снег
Лес стоит весь мрачный
Знает каждый человек
Что ноябрь невзрачный.
Но не будем злиться на него мы зря
Приготовим лыжи, санки и коньки
Ждут нас очень скоро зимние деньки!
(в этот момент появляются санки)
- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл санки в лесу!
- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь» : песенка «Про следы»)
- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!
- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)
- Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.
- Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)
- Звуковички так дружно сидят в санках, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)
- Что нам помогло узнать звуковичков?
- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.
- Это работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?
- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
- Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красной одежде!
- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)
- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!
- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)
III. Введение в тему занятия.
1. Игра «Найди пару»
- Посмотрите, сколько снега выпало в лесу. Какие красивые снежинки! Возьмите по одной снежинке.
- А снежинки необычные, с картинками на обратной стороне.
- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
- А сейчас мы потанцуем со снежинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют со снежинками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утка, овощи-ослик; эскимо-экскаватор)
- Лиза и Андрей, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
- Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)
2. Игра «Найди звук»
- Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.
(дети парами садятся за столы)
- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э],. [у],. [ы] .
- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)
- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.
- Каким цветом?
(Следить за осанкой детей. Одного ребё нка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)
- Определим с вами, слово «азбука» длинное или короткое слово?
- Что нужно сделать?
- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?
(дети хлопками определяют количество слогов в слове)
- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?
- Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.
- Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «азбука»?
- Молодцы!
3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»
- Предлагаю вам выложить букву для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки и т. д.)
IV. Физкультминутка
- Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)
V. Звукобуквенный анализ слова АУ.
- Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.
- Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)
- Правильно! Это слово АУ.
- Произнесём это слово тихо., а теперь громко.
- Никто не откликается.
- В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)
- Вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.
- Сколько слогов в слове АУ? (2)
- Верно!
- Из скольких звуков состоит это слово?
- Какой первый звук?
- Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?
- Какой второй звук в слове АУ?
- Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.
- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.
- А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)
- Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?
- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.
- Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)
- Вот и откликнулись Маша и Миша. Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.
- Что это? ( картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)
- Кто это? (Маша, Медведь)
- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?
У.
А У.
- Что у нас получилось? ( Предложения: У Маши кукла. А у Миши мяч.)
- Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.
- Молодцы, ребята!
VI. Итог занятия.
- Какие звуки мы вспомнили?
- Какие это звуки? Почему?
- С каким новым словом познакомились?
- Чем звуки обозначаются на письме?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
VII. Рефлексия.
- Ребята, в санках у Маши и Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.