Ершова Ирина Ивановна
Технологическая карта занятия в старшей группе «Кто чем поет»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: «Кто чем поет"
Цель: Развитие творческих способностей детей посредством совместного музицирования на детских шумовых инструментах.
Задачи:
Развитие музыкальных способностей через игру, слушание. Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса игре на музыкальных инструментах. Вызвать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, разнообразить музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, к птицам.
Публикация «Технологическая карта занятия в старшей группе „Кто чем поет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Возрастная группа : Старшая группа.
Форма НОД: художественно - эстетическая, игровая, познавательная
Форма организации : групповая
Средства:
Наглядные: Презентация
Мультимедийные: Дидактическая игра «Угадай, кто поет».
Литературные: Б. Бианки Сказка «Кто чем поет»
Музыкальные: Звуки природы
Оборудование: Интерактивная доска с мультимедиа.
Детские шумовые инструменты: металлофон, ксилофон, трещетка, колокольчики, барабан, арфа, цимбала, большая коробочка, маленькая коробочка, ребристая доска, стаканчик с водой, веер, дудочка, кастаньеты.
Елочки, березы с птицами, столы.
Фонограмма шума ручья, пение птиц.
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные Расширить знание детей о птицах, насекомых.
Прививать познавательный интерес к литературе, к сказкам.
Формировать исполнительские навыки: правильное звукоизвлечение звука.
Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении. Прислушиваться друг к другу. Обогащать словарный запас детей.
Развивающие
Мотивировать детей к эмоциональному восприятию содержания сказки – шумелки.
Формировать навыки элементарного музицирования на детских шумовых инструментах.
Развивать воображение.
Формировать метро - ритмические навыки.
Развивать творческую активность в инсценировании сказки и импровизации на детских шумовых инструментах соответствующих словам сказки.
Развивать воображение, творческую фантазию.
Формировать умение реагировать на смену частей музыки.
Воспитательные
Учить прослушиванию сказки (текста) внимательно, до конца.
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, насекомым. Вызывать желание и интерес к слушанию музыки. Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность при выполнении заданий, воспитывать бережное отношение к природе.
Дети заходят в группу и встают произвольно.
- К нам сегодня гости пришли, давайте с ними поздороваемся. (Здороваются)
- Давайте улыбнемся гостям. Я предлагаю путешествовать в лес. Вы желаете пойти со мной. А как вы думаете, какие звуки мы сможем услышать. (шум ручья, пение птиц, как шелестят веточки деревьев, стрекотанье саранчи, кузнечиков, насекомых)
(дети идут по лесу)
(останавливаются)
- Какие звуки мы с вами услышали (как бежит ручей, пение птиц)
- Да, в лесу живет много птиц. Давайте с вами поиграем. Узнаем, кто как поет.
Дидактическая игра «Кто как поет»
- Вы слышали, какая музыка звучит в лесу. Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.
Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется, только не у каждого голос есть. А сейчас кто то будет рассказывать, а кто то будет играть на инструментах. Давайте сядем за столы.
Этап деятельнос Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
1 этап -Организационный
Дети заходят в группу, встают произвольно.
- К нам сегодня гости пришли, давайте с ними поздороваемся. (здороваются) Давайте улыбнемся гостям. Ребята, сегодня хорошая погода. Давайте с вами отправимся путешествовать в лес.
Садятся на стульчики
Психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта.
2 этап
Основной.
Беседа.
Показ.
- Какие звуки мы можем услышать в лесу. (пение птиц, как стрекочут насекомые, шум листвы, шум ручья, качание веточек)
(Пойдемте в лес. Дети идут по лесу. Останавливаются возле столов. Дети слушают шум леса.
Музык. руководитель спрашивает:
Какие звуки вы слышали в лесу. (Шум ручья, пение птиц.)
-А кто еще в лесу живет, какие птицы в лесу живут, и как они поют, вы сейчас угадаете.
-Дидактическая игра «Угадай, кто поет»
Всех птичек угадали. Молодцы.
А сейчас пойдем в лес. Идут по лесу и останавливаемся возле столов.
Шум леса
Дети отвечают, какие звуки можно услышать в лесу
Дидактическая игра «Угадай кто поет»
Дети отгадывают, какая птица поет
Похвалить детей. Настрой на восприятие.
3 этап
Показ.
Совместная деятельность
Слышите, какая музыка звучит в лесу.
Слушая звуки природы, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. А сейчас мы расскажем, как поют безголосые. Кто-то будет рассказывать, а кто- то будет играть на шумовых инструментах.
Давайте сядем за столы. Вот послушайте, как поют безголосые.
Настя – Лягушки на озере начали еще с ночи. Надули пузыри за ушами, (в стакан с водой дуют) высунули головы из воды, рты приоткрыли. «Ква- а-а а!» (по ребристой доске) одним духом пошел из них воздух.
Полина – Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался:-- Целый хор! Будет, мне чем поживиться! И полетел, (колокольчик) на озеро завтракать. Прилетел (колок) и сел (поставить колок.) на берегу. Сел и думает: неужели я хуже лягушек. Поют же они без голоса. Дай- ка я попробую». Поднял длинный клюв, застучал (трещетка, затрещал одной его половинкой о другую- то тише (трещетка, то громче (трещетка, то реже (трещетка, то чаще:(трещетка) трещетка трещит деревянная, да и только! (трещетка) Так разощелся, что и про завтрак свой забыл. (трещетка.)
Даша - А в камышах стояла ВЫПЬ на одной ноге, слушала и думала:-- «Безголосая я цапля! Да ведь и Аист не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает». И придумала: «Дай-ка на воде сыграю!» Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв (булькает водой) Пошел по озеру громкий гул. (по коробу больш.).Словно бык проревел. (по коробу бол.)
Люба – «Вот так песня, - подумал ДЯТЕЛ, услыхав Выпь из лесу--- Инструмент - то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой не палочка.» Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь – барабанная дробь. (по мал. коробочке, (гармоника).
Лера---Вылез из-под коры ЖУК с предлинными усами. (по барабану пальчиками) Закрутил, (колок.)закрутил головой, (кастаньеты)
Заскрипела его жесткая шея - (по ребристой доске палочкой)- тонкий писк послышался. (цимбала) Пищит усач, (цимбала) а все напрасно, никто его писка не слышит. Шею натрудил – зато сам своей песней доволен. (цимбала)
Катя -- А внизу, под деревом, из гнезда вышел ШМЕЛЬ (по барабану пальцами) и полетел (колокольчик) петь на лужок.
Вокруг цветка на лужку кружит, (кастаньты) жесткими крылышками, словно струна гудит. (цимбала)
Полина В. –Разбудила шмелиная песня САРАНЧУ в траве. Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у нее на крылышках, а вместо смычков - задние лапки коленками назад. На крыльях – зазубринки, а на ножках зацепочки. Трет себя Саранча ножками по бокам, зазубренки зацепочки себе задевает – стрекочет. Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр. (маракас, арфа, цимбала)
Настя ---Эх, думает долгоносый БЕКАС под кочкой,
Надо и мне спеть! Только вот чем. Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся…Эх! Была не была, полечу, не смолчу, чем- нибудь да закричу.! Выскочил из под кочки, (по барабану палкой) взвился, (колокольчик, кастаньеты) Залетел под самые облака. (глиссандо по металлофону и ксилофону вверх) Хвост раскрыл веером, (веер раскрыть) выпрямил крылышки, повернулся носом к земле и понесся вниз, (глиссандо вниз по металлофону и ксилофону) переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. (по металлофону и ксилофону вниз) Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветер перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял. (дудочка)
А это БЕКАС.
- Чем он поет…Хвостом.
А теперь давайте исполним наш оркестр
Звучат звуки леса
Дети сели за столы.
Умение планировать и осуществлять самостоятельную деятельность.
4этап
.
Наблюдение.
Диалог.
А сейчас вы пойдете в группу. Немного отдохнете и пойдете на улицу. Там вы послушаете звуки природы.
Может вы услышите наших птичек из сказки. В следующий раз поговорим. Возьмите корм для птичек
осуществление задуманной идеи (цели и планирования) до получения результата.
-Знаете почему? Ведь мы с вами находимся здесь в гостях. А лес любит тишину и покой. Ведь даже хруст ветки, треснувшей у вас под ногами, может вспугнуть маленького зайчишку, сидящего под кустом, и птицу, высиживающую птенцов. Не лучше ли спокойно послушать музыку леса. Ведь это целый мир звуков: шелест листвы, журчание ручейка, пение
(похвалить детей)
-Ребята, а вы обратили внимание, какое сегодня чудесное утро, как звонко поют птицы? Ласковые лучи солнышка позолотили верхушки деревьев. А вот как изобразил утро композитор Эдвард Григ. Он нарисовал картину красками музыки. Послушайте.
-А теперь я предлагаю прогуляться по лесу.
-Вы хорошо, весело,играли, а громко топать и хлопать в ладоши можно ли в лесу?
(похвалить)
-Нет!
развитие самоконтроля деятельности, регулятивных качеств
5 Рефлексия.
Беседа
1. - Какие звуки леса вы слышали? (шум деревьев, пение птиц, шуршание насекомых);
2. С кем вы встретились в лесу? (с медведем, с птичками);
3. Какая по характеру музыка леса звучала? (спокойная, тихая, нежная и т. д).
- Наступила пора прощаться. Я желаю вам всего доброго. Пусть ваше настроение будет таким же приподнятым, радостным, как в это замечательное утро!
Вопросы к детям
эмоционально положительная оценка.
-
Ответы на вопросы, положительные эмоции, анализ выполненных работ.
Получение эмоционального удовлетворения от деятельности.