евгений комаровский
Технологическая карта по детскому экспериментированию «Чудеса лимонада»
▼ Скачать + Заказать документы
Токарева Наталия Георгиевна,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Радуга»,
Артинский городской округ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Тема: «Чудеса лимонада»
Возрастная группа: подготовительная группа, дети седьмого года жизни
Форма НОД (технология) : познавательно - исследовательская деятельность
Форма организации: групповая, подгрупповая
Публикация «Технологическая карта по детскому экспериментированию „Чудеса лимонада“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Лимонад. Готовим лимонад вместе с детьми
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/ Иванова А. И.
Цель: создание условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
- дать и закрепить представление о вредном влиянии газированных напитков на детский организм путем проведения опытов с газированным напитком.
Развивающие:
- развивать у детей старшего дошкольного возраста умение выдвигать гипотезы делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательные:
- воспитывать у детей старшего дошкольного возраста бережное отношение к своему здоровью.
Средства:
Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы: ноутбук, проектор, экран, мольберт
Материалы: лупы, фартуки, прозрачные пластиковые стаканчики с меркой, мисочки, пластиковые ложки, пинцеты, салфетки, ржавые и тусклые металлические предметы (монеты, скрепки). Молоко, яйца, аскорбиновая кислота по количеству детей.
Предварительная работа с детьми: беседа и рассматривание плакатов о ЗОЖ, внутренних органов, правильном питании, видеоролик о здоровом образе жизни. Разучивание с детьми музыкальной зарядки, подбор музыкального сопровождения.
Информационные источники:
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников Людмила Николаевна Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2008. — 64 с.
2. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128с.
3. Исследовательская работа «Любимые чипсы и кола». - https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-
obraz-zhizni/2014/03/24/issledovatelskaya-rabota-lyubimye-chipsy-i-kola
4. «Вред кока-колы». - https://pandia.ru/text/79/205/15215.php
Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Планируемые результаты
Постановка
исследовательской
задачи. Ведущий:
- Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Давайте, познакомимся.
Я – Наталья Георгиевна, а ты кто?
Ответь мне, как тебя зовут
(Дашенька, Машенька, Оленька)
Ведущий: (В руках у воспитателя диск)
Давайте его послушаем. (Слушают видеообращение).
" Здравствуйте, ребята! К вам за помощью обращаются дошкольники из другого детского сада. Мы очень любим газированные напитки. Только наши мнения о пользе или вреде газированных напитков расходятся. А так как у вас есть исследовательская лаборатория, то мы просим вас провести эксперименты с газированным напитком и сделать вывод о его пользе или вреде.
Ведущий: С какой просьбой обратились к нам ребята из другого детского сада. Скажите, что нам сегодня предстоит выяснить? (Вред или пользу приносят газированные напитки) Выстраивает контакт с детьми.
Обращает внимание детей на электронное письмо.
Задает вопросы от имени детей из другого детского сада Выражают собственные чувства
Внимательно слушают, стараются понять проблему.
Эмоциональный контакт с педагогом. Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности.
Прогнозирование
результатов. Как предлагаете выяснять? (ответы детей)
Провести эксперименты. Где проводят эксперименты? (в лаборатории)
Я приглашаю вас в лабораторию
(Воспитатель и дети проходят в лабораторию одевают халаты, шапочки).
Вот теперь вы научные сотрудники. Я буду главным научным сотрудником, который руководит работой.
Для проведения экспериментов возьмем один из газированных напитков.
Скажите, какой напиток будем использовать для экспериментов?
(воспитатель показывает напиток, дети называют его)
Перед нами, коллеги, стоит задача, с помощью экспериментов, как можно больше узнать о кока – коле. Пользу и вред приносит кока – кола? Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Предлагают свой путь решения проблемы. Выражают собственные мысли.
Уточнение
правил
безопасности. Ведущий: Для того, чтобы начать работу в лаборатории необходимо соблюдать правила.
1. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
2. Быть внимательными, аккуратными, спокойными.
3. Выполнять работу только после моего объяснения,
4. Брать предметы со стола только те, которые я назову
Уважаемые жюри мы приглашаем Вас стать наблюдателями проводимых экспериментов. Напоминает о поведении в лаборатории, технике безопасности при проведении опытов. Вспоминают технику безопасности. Готов соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории.
Выполнение
эксперимента
Ведущий:
Опыт 1. Взаимодействие газированного напитка «Кока-кола» на ржавые металлические предметы.
Ведущий: Коллеги, утверждают, что употребление газированных напитков в неограниченном количестве приводит к боли животе. Проверим этот факт с помощью эксперимента. (воспитатель показывает схему).
Назовите последовательность, что понадобится для данного опыта.
(дети читают схему).
Каждый из вас сейчас возьмет по гвоздику и опустит в емкость с кока – колой.
Для получения результата нам понадобиться время. Оставим наши ржавые предметы в кока-коле.
Перейдем к выполнению к следующему эксперименту, но обязательно вернемся и посмотрим, как кока-кола воздействует на ржавчину, сделаем вывод.
Коллеги, достаем гвозди и кладем на салфетку, очень хорошо и тщательно протираем. Что мы свами наблюдаем коллеги?
Как вы считаете, вреден для желудка данный напиток?
Вывод: (делают дети) Газированный напиток разъедает ржавчину.
Вред, принесенный газированным напитком желудку, может привести к боли в животе.
Опыт 2. «Вред газированного напитка для детских зубов».
Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идет эксперимент. Существует мнение, что газированные напитки вредно влияют на детские зубы. Сейчас с помощью эксперимента проверим данный факт.
Наши зубы схожи по составу с яичной скорлупой, поэтому для эксперимента мы возьмем яйцо.
Проговорите схему действий. По схеме выполняем эксперимент. Комментируйте свои действия?
Ведущий: Внимательно рассмотрите, скажите какие изменения вы наблюдаете?
(ответы детей)
Какой вывод, коллеги, мы можем сделать?
Дети:
Скорлупа, погруженная в газированный напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, От напитка «Кока-Колы» зубы, также могут темнеть и портиться.
Коллеги, я забыла достать яйцо из кока – колы пару дней назад. Посмотрите, что произошло? (Появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой)
С чем мы сравниваем скорлупу? (А это наши зубы). И так, частое употребление газированных напитков может привести к разрушению зубной эмали, а следствие к кариесу.
(Показ макета зубов).
Опыт 3. Газированный напиток «Кока-кола» и мороженое.
Ведущий: Итак, коллеги с помощью третьего эксперимента мы с вами проверим, какая произойдет реакция, при смешивании кока-колы и мороженого. Почему вместо мороженого я взяла молоко. Мороженое состоит из молока.
Читайте схему. По схеме выполняем эксперимент.
Коллеги, мы сейчас наливаем в прозрачный стаканчик напиток «Кока-Кола» до половины, добавляем в стакан молока. Посмотрите, что происходит?
Верхний слой жидкости в стакане стал совсем прозрачный, зато внизу образовался мутный, густой осадок, появились хлопья. В «Кока-Коле» есть вещество, которое соприкасаясь с молоком, вступает в реакцию, появляется мутный осадок, появляются хлопья.
Делайте вывод.
Дети: Если одновременно кушать мороженое и запивать кока-колой.
Вот такой же осадок появляется в нашем желудке.
Коллеги, я вам предлагаю умственную деятельность сменить на двигательную деятельность. Проведем физминутку.
Музыкальная физминутка: Кукутики – «Зарядка».
Опыт 4. Газированный напиток «Кока-кола» и конфета.
Ведущий: Итак, коллеги с помощью четвертого эксперимента мы с вами проверим, можно кушать конфеты с кока-колой.
Читайте схему. По схеме выполняем эксперимент.
Коллеги, мы сейчас наливаем в прозрачный стаканчик напиток «Кока-Кола» до половины, добавляем в стакан конфету. Посмотрите, что происходит?
(«Кока-кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны).
Дети: С конфетами газированный напиток «Кока-Кола» не совместим, вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!
Обращает внимание на изображение продуктов питания. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Побуждает детей к самостоятельности наблюдает за детьми во время выполнения задания (опыта).
Показывает детям музыкальную физминутку.
Побуждает детей к самостоятельности наблюдает за детьми во время выполнения задания (опыта).
Выполняют движения за педагогом.
Смотрят на изображения, расположенные на доске. Размышляют и отвечают на вопросы.
Берут на себя ответственность и работают самостоятельно, проводя опыты, делают выводы.
Выражают свое мнение по вопросу о дальнейшей работе выполняют задание в соответствии с установленными требованиями
Берут на себя ответственность и работают самостоятельно, проводя опыты, делают выводы.
Выполняют опыт.
Слушают.
Настраиваются на выполнение эксперимента.
Выстраивают порядок и последовательность при выполнении опыта. Делать логический вывод.
Кока – кола удаляет ржавчину с предметов, что этим наносит вред здоровью.
Кока – кола и яичная скорлупа потемнели и испортились, стали хрупкими
Учатся делать выводы по конечному результату исследования
.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Ведущий:
Дорогие коллеги, что мы сегодня исследовали? (Кока-колу).
- С какой целью исследовали кока-колу?
- Какой можно сделать вывод?
- Первый опыт, когда ржавый гвоздь опускали в кока-колу. Какой вывод сделали? (вредная для желудка, могут быть боли в животе)
- Второй эксперимент, погружали яйцо в кока-колу. Почему яйцо брали?
-Какой вывод можем сделать?
- При проведении третьего эксперимента проверили, если мороженое запивать кока –колой.
- Сделайте вывод.
- Четвертый эксперимент : проверяли реакцию при употреблении конфет с кока-колой.
- Коллеги, к какому выводу мы пришли.
- Какая реакция произойдет?
А вы не забыли, что детям из другого детского сада мы должны прислать ответ.
Коллеги, выводы, которые вы сделали о вреде газированных напитков, я записала на диктофон и это сообщение оправлю ребятам из другого детского сада.
Ведущий: Коллеги, у меня, как у главного научного работника, были замечательные помощники, все эксперименты у нас получились и мы сделали верный вывод. (Какой? Пользу или вред приносят газированные напитки). Работу нашей команды, я оцениваю веселым смайликом.
Ведущий: Ребята, перед вами лежат грустные и веселые смайлики, если вам было сложно, то возьмите грустного зеленого смайлика, а если вам легко выполнить все эксперименты и вам все понравилось – возьмите веселого желтого смайлика.
Ведущий: Доказали, что большое употребление газированных напитков приносит вред детскому организму.
Поэтому я вас угощаю негазированным полезным лимонадом.
Дома, я вам предлагаю, вместе с родителями попробовать сделать полезный не газированный лимонад, по предложенной схеме.
За вашу работу я хочу присвоить вам звание «опытный исследователь» и вручить медали.
(Звучит веселая музыка)
Называют полезные и неполезные продукты питания.
Обобщают
Рассказывают о своих чувствах.
Показывают эмоции по картинкам
Выражают различные эмоции. Делают логические выводы.
Выстраивают полный ответ, предложение.
Способен оценивать свою деятельность. Определить свое настроение вовремя НОД.