ЕКАТЕРИНА ЛЕБЕДЕВА
Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе «Осень. Составление рассказа по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: «Развитие речи»
Тема: «Осень. Составление рассказа по картине»
Публикация «Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе „Осень, Составление рассказа по картине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Наблюдения за осенними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему осени. Чтение стихотворений об осени, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов.
Цель: Учить составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицы. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Упражнять детей в целенаправленном рассматривании картины. Учить составлять подробные и интересные рассказы-описания по картине, побуждая детей к речевым высказываниям. Учить составлять предложения-приметы с помощью мнемоквадратов. Правильно употреблять в речи глаголы: срывать, собирать, выкапывать, выдергивать. Обогащать активный словарь детей.
Методы и приё мы: беседа, чтение стихов, прослушивание музыки, дидактическая игра, работа в парах.
Материалы и оборудование: картина «Осень», д. и. «Осенние приметы», д. и. «Бабушкины корзинки», д. и. «Сколько слогов?», классическая музыка.
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Да, но осень, к сожалению, заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили об осени и поговорили, об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите осень? Почему?
Отвечают на работы.
Рассуждают, высказывают свои мысли.
Организационно-поисковый
1 часть:
У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все осенние месяцы.
Ребята, а в старину, в народе сентябрь назывался «листопад». Как вы думаете, почему? Правильно, потому что в сентябре желтеют и начинают опадать листья.
А октябрь в старину называли «грязником». Как вы думаете, почему? Я с вами согласна, потому что из-за осенних дождей земля грязная.
А ноябрь в народе называли «полузимник». Почему? Да, в этом месяце погода, то теплая, то заморозки, а то и морозы. А еще его называют «ворота зимы».
Осень описывают поэты и музыканты, послушайте стихотворения и музыку на тему осени.
«Осень»
Алексей Плещеев.
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Посмотрите, какую картину я вам принесла.
Рассмотрите ее и скажите?
- Какое время года изображено на картине?
- Как вы догадались?
- Какой выдался день?
- Кого вы видите на картине?
- Рассмотрите картинку и скажите, где находятся дети?
- Почему вы думаете, что дети пришли в сад?
- Какие деревья вы видите на картине?
- Что делают эти дети?
- Какое настроение у детей?
- Что вы видите на картине слева?
- Что вы видите на картине справа?
- Что вы видите в центре картины?
- Какое настроение вызывает эта картина?
А теперь мы с вами немного разомнемся.
Физминутка: Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
Кто нашел его, друзья?
Это я, это я, это я!
В небе жаворонок пел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
2 часть:
А теперь предлагаю вам рассказать по картине. Можно опираться на план-схему (мнемотаблицу)
Но рассказывать мы будем в нашем волшебном Фиолетовом лесу. Ведь у нас тоже здесь осень наступила.
- С чего мы начнем рассказ? (Мы начнем с описания времени года или, как дети пошли в сад).
- О чем вы расскажите? (Мы расскажем о том. .)
- О ком вы еще расскажете? (Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают).
- Чем вы закончите рассказ? (Мы закончим рассказ описанием настроения у детей, т. д.).
Давайте, порадуем осень и назовем осенние приметы. Подойдите к столу, на котором разложены картинки и составьте из них предложения.
Д. и. «Осенние приметы»
Составьте предложения из картинок и назовите приметы осени.
- Дует сильный ветер.
- Деревья стоят голые….
Физминутка «Осень»
Осень, осень,
Приходи!
Осень, осень,
Погляди!
Листья желтые кружатся,
Тихо на землю ложатся.
Солнце нас уже не греет,
Ветер дует все сильнее,
К югу полетели птицы,
Дождик к нам в окно стучится.
Шапки, куртки надеваем
И ботинки обуваем
Знаем месяцы:
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.
3 часть:
Д. и. «Бабушкины корзинки».
Когда я была маленькая, бабушка подарила мне корзинки, и сказала, что они непростые, тому, кто в них правильно положит, тому повезет.
Давайте и мы положим в корзины урожай с огорода.
В корзину, рядом с которой нож мы положим, то, что срезают.
В корзину, рядом с которой кулак, мы положим то, что выдергивают из земли.
В корзину, рядом с которой раскрытая ладонь положим то, что срывают.
В корзину, рядом с которой лопата положим то, что выкапывают.
- Что выкапывают на огороде?
- Что собирают?
- Что выдергивают?
- Что срывают?
Рассуждают, отвечают на вопросы.
На фоне композиции читаю стихотворение А. С. Пушкина и А. Плещеева.
Рассматривают картину и отвечают на вопросы по картине с помощью мнемотаблицы.
Отдыхают, выполняют движения по тексту.
Опираются на мнемотаблицу,
2-3 человека рассказывают по картине.
Составляют предложение по мнемоквадратам и называют приметы осени.
Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет.
Небо становится хмурым, пасмурным, серым.
Птицы улетают в теплые края, т. д.
Выполняют пальчиковую физминутку.
Называют: морковь – выдергиваем, капусту – срезаем, картошку – выкапываем, перец – срывают, т. д.
Рефлексивно - корригирующий - Что вам сегодня понравилось?
- Хотели бы, чтобы осень была всегда? Почему? Отвечают.
Вспоминают о том, что запомнилось.
Ожидаемый результат:
Знать: приметы осени; название действий, которые производят на огороде при сборе урожая.
Иметь: навык составления рассказа по картине при помощи мнемотаблицы.
Уметь: отвечать на вопросы полным предложением, составлять предложения по мнемоквадратам, подбирать глаголы.
Приложение.
Мнемотаблица для рассказывания по картине.
С чего начнем рассказ?
Что делали дети дома?
Куда пришли дети?
Что они увидели вокруг?
Что услышали?
Что делали?
Чем закончите рассказ?
Мнемотаблица для рассматривания картины.
Д. и. «Бабушкины корзинки»
Д. и. «Осенние приметы»