ольга евстигнеева
Технологическая карта ОД «Веселая ярмарка» Евстигнеева Ольга Васильевна
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Василек»
Технологическая карта ОД
Подготовительная группа
«Веселая ярмарка»
Разработчик: Евстигнеева Ольга Васильевна
Воспитатель МБДОУ детский сад
«Василек» село Тоцкое Оренбургской области
Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Публикация «Технологическая карта ОД „Веселая ярмарка“ Евстигнеева Ольга Васильевна» размещена в разделах
Образовательная: Продолжать развивать способность различать особенности, характерные для каждого вида росписи, самостоятельно выбирать колорит росписи, закреплять умение рисовать декоративные элементы. Показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства.
Развивающая: Развивать навыки росписи, используя для каждого промысла элементы и цветовую гамму; развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали росписи на заданной площади.
Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров, русской музыки и пословиц; эстетический вкус.
Используемые приемы, методы.
Приемы:
• Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
Театрализация русской ярмарки, пение, игра на музыкальных инструментах. заучивание закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов.
• Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток,беседа, создание развивающей среды.
• Приемы организации практической деятельности детей: пение народной песни «Сени», игра на музыкальных инструментах, показ слайдов, рассказывание пословиц и поговорок о труде, обсуждение особенностей росписи, продуктивная деятельность (роспись силуэтов изделий).
• Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, игровая пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов деятельности.
• Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми определение качества, продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Методы:
• словесные (беседа, рассказ,чтение стихов, обсуждение);
• наглядные (коллекция хохломских, гжельских и дымковских изделий, музыкальные инструменты, мультимедиа проектор, детские костюмы расписанные под Гжель, дымку и Хохлому);
• практические (пение, игра на муз. инструментах, художественно-творческая деятельность,
• игровые ( игровой материал: для игры «Карусель», Павло-посадские платки).
•
Оборудование для педагога: коллекция хохломских, гжельских и дымковских изделий, музыкальные инструменты, мультимедиа проектор, детские костюмы расписанные под Гжель, дымку и Хохлому, магнитная доска.
Оборудование для детей: ленты для игры «Карусель», Павло-посадские платки, бумажные силуэты изделий для росписи, кисти, гуашь, палитры, салфетки, стаканчики-непроливайки.
Планируемые результаты:
Дети имеют представление о народных промыслах; умеют различать изделия хохломы, дымки, гжели; приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами. У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа, развиваются предпосылки глубокой любви к своей родине, народу; развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои эмоциональные впечатления средствами художественной выразительности; приобретут художественные навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Интеграция образовательных областей:
Области Интеграция Решаемые задачи
Познаватель-ное развитие Рассматривание изделий Хохломы, Дымки, Гжели.
Знакомство с историей народных промыслов.
Развивать интерес к истории русской культуры, к миру предметов и вещей.
Социально - коммуника-тивное развитие Театрализация ярмарки, «превращение» в народных умельцев. Беседа о народных промыслах. Чтение пословиц и поговорок, беседа о труде.
Воспитывать патриотические чувства, гордость за мастерство русского народа. Развивать способность рименять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым так и им сами.
Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. Развивать умение использовать вербальные и невербальные средства общения,
владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
Формировать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Принимать активное участие в образовательном процессе.
Художественно-эстетическое развитие Русская народная песня «Сени», игра на музыкальных инструментах, музыкальное сопровождение изобразительной деятельности. Декоративное рисование по мотивам народных росписей (роспись бумажных силуэтов изделий) Показать взаимосвязь народного
декоративно-прикладного, устного и
музыкального искусства.
Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму росписи и элементы узора, закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы.
Совершенствование техники изображения узоров.
Физическое развитие Подвижная игра «Карусели»
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Речевое развитие Чтение стихов, прибауток, небылиц. Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков, приобщение к устному фольклорному творчеству.
План НОД
1. Вводная часть:
Создание мотива для деятельности детей. Театрализация русской ярмарки, пение, игра на музыкальных инструментах. Определение цели.
5 мин.
2. Основная часть:
Показ, рассматривание изделий народных промыслов, комментирование, дискуссия. Физкультурная пауза (игра «Карусели»). Определение способа росписи. Роспись.
22мин.
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД.
3 мин.
Этапы Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
1. Вводно - организационный Создание мотива для деятельности детей.
Театрализация русской ярмарки, пение, игра на музыкальных инструментах.
Звучит тихо музыка, «Камаринская», в зал выбегает скоморох (ребенок) -
…Эй вы, люди добрые
И недобрые!
Слушайте, слушайте, слушайте,
Как у нас было на святой Руси.
А то не соколы солеталися,
А то мастера соезжалися.
Соезжаются люди добрые –
Плясуны и игруны,
Кукольники и певуны,
Скоморохи и болтуны.
Э-ге-гей! Солнце красное встает,
Спешит на ярмарку народ!
Хозяйка (воспитатель)- Тара-ра, тара-ра
Идут девки со двора
Песни петь и плясать
Всех вокруг забавлять.
(Заходят девочки в костюмах расписанных под Гжель, Дымку, Хохлому)
Хозяйка- Вот по дорожке Добры молодцы идут погулять немножко.
(заходят мальчики)
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно мы вас ждем - поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!
У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
К гостям: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли место хватило?
(Под песню «Как у наших у ворот», дети с павло-посадскими платками образуют ворота.)
Ребенок- Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Проходи скорей
Торопись народ!
Ребенок - Открываются ворота
Заходи кому охота!
(Дети заходят в «ворота» в руках музыкальные инструменты)
Скоморох- Проходите! Примечайте!
Все, что надо покупайте!
Ребенок- Не нужны нам гроши!
Хлопайте в ладоши!
Ребенок- Кому баранок связку?
Кому песню и сказку?
Ребенок- Кому жареную утку?
Кому нашу прибаутку?
Ребенок- Кому каленый орешек?
А кому мешок потешек?
Ребенок- А веселье для всех
Пусть звенит веселый смех!
Хозяйка: Как у нашего соседа весела была беседа,
А у нас во весь двор еще лучше разговор!
Ребенок- Утки в дудки
Кошки в ложки
Тараканы в барабаны
Ребенок- Чайки в балалайки
Кукушки в колотушки
А веселые скворцы заиграли в бубенцы
Все: Играют, играют
Всех потешают (дети поют народную песню «Сени» играют на музыкальных инструментах)
Скоморох- А на ярмарке товары
Продаются самовары
Продаются ложки, плошки
И конфеты и сережки.
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша,
До чего же, хороша.
Организует детей. Концентрирует внимание, включает детей в образовательную деятельность в роли «Хозяйки» ярмарки. Активно участвуют в театрализации ярмарки : играют роли скомороха, торговцев; читают стихи, потешки, играют на музыкальных инструментах, поют.
2. Мотивационно – побудительный этап предстоящей деятельности. Хозяйка - Ну, что детушки, пойдём по ярмарке погуляем, посмотрим чудо – товар. Послушаем гостей дорогих.
Подходят к дымковским мастерам (2 ребенка в дымковских костюмах встают за прилавок на котором выставлены дымковские игрушки)
Скоморох- Вы скажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Ребенок- Мы к вам прибыли из старинного русского народа Вятка и привезли вам в подарок дымковскую, глиняную игрушку.
Хозяйка- Ребята, а почему они называются Дымковскими (ответы детей).
А теперь послушаем гостью дорогую.
Ребенок- Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалёку от города Хлыново. Так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным названием – Свистунья.
Скоморох- А почему Свистунья?
Ребенок- Старики рассказывали легенду. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей – Разбойник, от свиста которого шатались деревья и разрушались терема. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали. С тех пор, ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
Ребенок–
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Точно солнечный цветок
И высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Ребенок- Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет. Хозяюшка – Ребята, А какие краски используют дымковские мастера? (ответы детей)
Хозяюшка - Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы узоров дымковской росписи вы знаете? (ответы детей)
Хозяюшка- Спасибо вам, мастера дымковские. А сейчас я приглашаю вас к следующему прилавку.
Звучит мелодия народной песни, дети подходят к хохломским изделиям. Рядом – хохломские мастера
Хозяюшка- Что за «чудо дивное, красота невиданная». Посмотрите, какие здесь яркие, красивые изделия, как будто солнышко к нам в гости пришло, вьются травы, расцвели самые необыкновенные цветы, поспели вкусные ягоды. Так и просятся в рот. А вы купцы знатные, откуда к нам со своим товаром пожаловали?
Ребенок- Мы приехали из большого торгового села Хохлома, что под Нижним Новгородом. А расскажу-ка я вам легенду. Когда-то, давным-давно, от царской немилости сбежал в леса мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки. Из дерева вырезал себе посуду. Прилетали к нему птицы, и он всегда их кормил. Однажды прилетела к нему жар-птица, он и её накормил. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту, взмахнула она крылом, коснулась его посуды – и она стала золотой.
Ребенок- Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома.
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы.
На этот товар любуйтесь, долго не торгуйтесь!
Ложки золоченые, узоры крученые!
Хозяюшка- Вот она какая, хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно – вкусной.
А мы тоже знаем много о хохломской росписи (воспитатель обращается к детям задает вопросы, ответы детей) Что изготавливает хохломской промысел? Из чего делают посуду? А какие элементы хохломской росписи ребята вы знаете?
Хозяйка- Спасибо гости дорогие, мастера хохломские! Пойдемте к другому прилавку. Откуда вы прибыли мастерицы дорогие?
Ребенок- Мы приехали из деревни Гжель, что недалеко от Москвы.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Скоморох- Гжель, Гжель – что за название, что за слово такое?
Ребенок- Древнее слово Гжель своё название получило от слова «жечь». В деревне был огневой промысел. Из чудесной глины мастера – гончары делали игрушку и посуду. Сделают изделие, обожгут его в печи и начинают расписывать.
Скоморох- Почему же вся посуда голубая? И узор какой-то невиданный?
Ребенок- Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
Хозяйка – Ребята, что изготавливает гжельский промысел? Из чего делают изделия? Какой краской расписывают мастера изделия? А какие элементы гжельского узора вы знаете?
Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебёдушка.
Показ, рассматривание изделий народных промыслов, комментирование, дискуссия. Дети рассматривают товар, «торговцы»
представляют свой товар, рассказывают о представленной росписи, ее особенностях, колорите. Слушают, участвуют в инсценировке, отвечают на вопросы.
3. Организационный этап.
Хозяйка – Какая же ярмарка без карусели?
Я могу плясать и петь,
Карусель могу вертеть.
Ну-ка в круг большой вставайте
Хоровод свой начинайте!
(Игра «Карусели»)
(Дети садятся на скамейки) Хозяйка - Дети, вы только взгляните вокруг:
Вся наша жизнь –
Дела наших рук!
Умелые руки – основа успеха.
Руки – лицо человека.
Руки о многом нам говорят
Глаз только видит,
А руки творят.
Да, руки народа поистине создают чудеса. Как бы вы их назвали?
Дети- Золотые, трудовые, умелые (воспитатель предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о труде)
«Труд человека кормит, а лень портит»
«Умелые руки не знают скуки»
«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»
«Землю кормит солнце, а человека труд»
«Есть терпенье – будет и уменье»
«Дело мастера боится» и т. д.
Создание проблемной ситуаций: предлагает помочь скомороху. Дети играют в подвижную игру «Карусель», рассказывают пословицы и поговорки о труде.
4. Практический этап
Скоморох- А я тоже товар на ярмарку привез, вот, полюбуйтесь.
(Достает короб с силуэтами не расписанных изделий, силуэты дымковских игрушек белого цвета, силуэты посуды желтого и белого цвета – хохломские и гжельские.)
Красота, красота, налетай кому охота!
Хозяйка – Да какая же это красота, что-то уж товар у тебя больно тусклый, ребята, а давайте поможем скомороху товар расписать!
(каждый ребенок берет изделие, рассказывает, какой росписью он будет украшать изделие и почему)
Скоморох- Вот здорово! Мы мастерскую свою открываем, что душе угодно, то и изображаем.
Дети подходят к столам и расписывают изделия) Вовлечение детей в творческую деятельность. Предоставление времени для творческой деятельности. Наблюдение за детьми во время выполнения задания. Помощь по необходимости. Выражают собственное суждение, определяют вид росписи подходящий для данной заготовки (силуэт белой игрушки и силуэт белой посуды, игрушки будем расписывать дымковскими узорами, потому что гжельской росписью расписываем посуду, и т. д; используют материалы, которые можно применять для творческой деятельности; расписывают силуэты.
5. Рефлексия. Заключительный этап. (По окончании воспитатель с детьми вывешивают работы на магнитную доску, рассматривают, делают анализ работ.)
Ребенок- Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь Мир молва идет.
Ребенок- Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось,
Ты своими мастерами
На весь мир прославилась.
Хозяйка - Вот так и живем – пряники жуем,
Медом запиваем, вас дивом радуем!
Угощу вас дети леденцом,
А гостей дорогих угощу чаем с баранками.
(Раздача гостинцев)
Получили леденец
Вот и Ярмарке конец
Эмоционально заканчивает непосредственно – образовательную деятельность. Выражают собственные мысли, чувства. Делятся впечатлениями. Выражают эмоциональный отклик.
Список литературы
1. Соломенникова О. А. Радость творчества/ О. А. Соломенникова – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
2. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования/Т. С. Комарова – М. : Педагогическое общество
3. Саккулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием и лепкой/Н. П. Саккулина – М., 2005.
4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада/Н. С. Смирнова – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
5. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования/Т. Я. Шпикалова – М. : Просвещение, 2001.