Нечаева Ксения Андреевна
Технологическая карта НОД по трудовому воспитанию дошкольников в старшей группе
Технологическая карта занятия
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Тема занятия: «Моем игрушки»
Возрастная группа : старшая группа.
Публикация «Технологическая карта НОД по трудовому воспитанию дошкольников в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Цель занятия: закрепление и совершенствование навыков трудовой деятельности, путем вовлечения в практическую трудовую деятельность (мытье игрушек).
Детская цель: вымыть игрушки
Задачи занятия:
Образовательные:
- обогащать представления детей о назначении инструмента в труде;
- учить детей мыть игрушки, правильно организуя и осуществляя трудовой процесс, убирать рабочее место.
-формировать специальные трудовые умения : наливать воду, используя ковш; намыливать губку; споласкивать; ставить сушиться на поднос.
Развивающие:
-развивать умение выбирать инструменты для мытья игрушек;
-развивать умение наводить порядок на рабочем месте после труда.
Воспитательные :
-воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку трудиться сообща.
-воспитывать дружеские отношения между детьми, желание оказывать взаимопомощь, соблюдать правила безопасности в процессе труда;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, чистоплотность.
Словарная работа:
Планируемые результаты занятия: дети усовершенствуют навыки трудовой деятельности.
Подготовительная работа: беседа о помощи взрослым по хозяйству; рассматривание иллюстраций по теме «Посуда», «Моя семья»; д/и «Приготовим обед», «Уберем со стола»; беседа на тему «Труд няни в детском саду», «Что такое «порядок» и нужен ли он?»; просмотр мультфильма по теме; наблюдение за трудом няни.
Материалы и оборудование: фартуки, подносы, тазики, теплая вода (1-1,5 л) в ведёрках, губки для мытья посуды, салфетки и 1-2 предмета посуды (на каждого ребенка).
№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап Мотивировать детей на предстоящую деятельность Ребята, отгадайте загадки:
В завтрак, в обед или в ужин
Никто так, как я вам не нужен!
Бываю глубокой и мелкой,
Но та и другая …
Д: Тарелка.
В: Большая подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Д:Кастрюля
В: Ем столовой суп в обед,
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,
Где моя большая.
Д: Ложка
В: Значит, сегодня мы с вами поговорим о….
Д: Посуде.
В: А какую посуду вы ещё знаете?
Д: Чашка, блюдце, сахарница, тарелка, кастрюля, сковорода, чайник и т. д. Словесный: беседа
Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются принять участие в предстоящей деятельности. Дети проявляют интерес, замотивированы на предстоящую деятельность.
2.1. Этап постановки проблемы
Знакомить детей с особенностями игрушек;
Уточнять знания детьми последовательности действий по мытью игрушек; Обогащать представления детей о назначении инструмента в труде; Развивать умение выбирать инструменты для мытья игрушек; Учить детей объединяться в команды и распределять обязанности между собой с помощью жеребьевки; Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание оказывать взаимопомощь, соблюдать правила безопасности в процессе труда -Ребята, а кто моет посуду у нас в группе?
Д. Няня
-Когда наша няня моет посуду?
Д. После приема пищи.
Да, наша няня моет посуду после каждого приема пищи.
В: Ребята, я заметила, что в кукольном уголке посуда стала грязная и пыльная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы она снова стала чистой?
Д: Её надо помыть.
В: А что нужно для того, чтобы вымыть ее?
Д: Вода.
В: Но ведь можно намочить всю одежду! Посуду нужно мыть, а одежда должна быть сухой. Что же нам необходимо?
Д: Фартуки.
В: Правильно, чтобы не намочить платье, надо надеть фартуки и завернуть рукава.
В: Возьмите фартуки и наденьте их. Помогайте друг другу. Не забудьте завернуть рукава.
Перед тем, как начать нам с вами мыть посуду, рассмотрим, как правильно нам это сделать!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением действий последовательности мытья игрушек на столе в свободном порядке. Поочередно рассматривает их с детьми и предлагает одному из детей выложить эти картинки по порядку на столе.
-Мы с вами вспомнили последовательность мытья игрушек. А какими же инструментами мы будем пользоваться? (тазы, мыло, губки, полотенце)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Ребята, у меня под салфеткой лежат инструменты. Я предлагаю вам рассмотреть их.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, поднимает салфетку и показывает разные инструменты (порошок, мыло, сухая тряпочка и т. д.).
-Какие из этих инструментов понадобятся нам для труда?
-Ребята, вы же знаете, что может произойти неприятность, если не соблюдать правила безопасности? Я предлагаю вспомнить, как нужно вести себя, когда мы будем мыть наши игрушки.
Воспитатель показывает мыло.
-Что это? (мыло)
-А для чего оно нужно нам? (чтобы сделать мыльную пену и помыть игрушки).
-А что будет, если мыло попадет в глаз? (глаз будет болеть).
Воспитатель выслушивает ответы детей. Таким образом, воспитатель беседует о технике безопасности во время работы с каждым предметом. Обращает внимание на то, что дети должны быть аккуратными и помогать друг другу.
Мыть посуду мы будем здесь, за этими столами. Мальчики аккуратно, чтобы не разлить, наливайте воду в тазики.
(помощь воспитателя)
В: Посмотрите, как мы будем мыть посуду. (Воспитатель комментирует свои действия). Сначала беру губку, намочу её, чуть – чуть отожму. Беру чашку и мою сначала внутри, а потом снаружи. Мою аккуратно, не разбрызгивая воду. Какая она чистая стала! Теперь беру салфетку и вытираю чашку со всех сторон, чтобы не осталось ни одной капельки, чтобы чашка осталась сухой. Затем ставлю её на поднос.
В: Чашка у меня была грязная, потом мокрая. Я её помыла, вытерла. Какая чашка стала?
Д: Чистая и сухая.
В: Берите грязную посуду. Назовите предметы посуды, которые вы будете мыть?
Д: Я буду мыть…блюдце, чайник, сахарницу, кастрюлю и т. д.
В: Приступаем к работе. Словесный приё м: беседа, игровой приём.
Создание проблемной ситуации
Инструкция
Объяснений
Наблюдение
Показ образца действий Участвуют в беседе.
Отвечают на вопросы.
Дети называют игрушки, рассказывают о их сходствах и различиях, о их особенностях. Дети принимают активное участие в дидактической игре.
Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
Выстраивают последовательность действий мытья игрушек.
Дети выбирают инструменты, рассказывают о их назначении. Дети наблюдают, как правильно мыть игрушки, выполняют правила техники безопасности в процессе трудовой деятельности.
Дети проявляют готовность к совместной трудовой деятельности.
Дети знают особенности игрушек.
Дети знают последовательность мытья игрушек.
Дети имеют представление о назначении инструментов в труде.
Дети демонстрируют умение выбирать инструменты, необходимые для мытья игрушек.
Дети умеют объединяться в команды и распределять обязанности между собой с помощью жеребьевки.
Дети проявляют желание оказывать взаимопомощь, соблюдать правила техники безопасности в процессе труда.
2.2. Этап практического решения проблемы Учить детей организовывать самостоятельность деятельность мытья игрушек; Развивать умение наводить порядок на рабочем месте после труда; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чистоплотность. Воспитатель предлагает начать трудовую деятельность. В процессе труда оказывает направляющую и корректирующую помощь в случае необходимости, наблюдает за детьми. В конце труда предлагает детям навести порядок на рабочем месте.
-Ребята, те, кто уже закончил, убираем свои места. Сухой тряпочкой протираем столы, где мыли игрушки. Сухие игрушки убираем на места. Аккуратно в пакетик складываем мыло и губки. Практический: выполнение заданий.
Демонстрация
Наблюдение
Поощрение Выполняют трудовые поручения
Дети участвуют в элементарной трудовой деятельности. В случае необходимости принимают помощь от воспитателя и сверстников. Наводят порядок на рабочем месте Дети умеют организовывать собственную трудовую деятельность мытья игрушек, работать в коллективе. Дети стремятся навести порядок после труда. Дети проявляют аккуратность, самостоятельность, чистоплотность.
3. Заключительный этап Формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод В: Молодцы! А теперь снимите фартуки и подойдите к столу. Посмотрите, какая чистая у нас стала посуда.
Мы посуду чисто мыли
Вытирать не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.
Сковородка и кастрюля
Тоже любят мыться :
Будем чистыми всегда,
Не хотим пылиться!
Ребята, сегодня мы сделали с вами важное дело – дружно потрудились и поэтому быстро и аккуратно справились с работой. А теперь вы можете поиграть. Накрывайте праздничный стол и пригласите в гости своих любимых кукол, чтобы они попили чай из чистой посуды, Словесный: вопросы, беседа Отвечают на вопросы, выказывают свое отношение к содержанию деятельности Дети совместными усилиями проанализировали процесс и результат совместной деятельности, сформулировали вывод.