Евгения подлесных
Технологическая карта НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Секреты воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Целинный детский сад «Теремок», структурное подразделение «Ромашка»
Технологическая карта НОД
по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
«Секреты воды»
Воспитатель: Подлесных Евгения
Александровна
Стаж работы: 10 лет
с. Целинное, 2020
Публикация «Технологическая карта НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Секреты воды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много секретов.
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для экспериментальной деятельности детей;
-продолжать знакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах);
- формировать умение анализировать результаты опытов, логично и грамотно делать выводы.
Развивающие :
- развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-активизировать словарь детей словами: пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
Воспитательные:
-воспитывать любознательность, активность, внимательность, бережное отношение к окружающей среде.
Активизация словаря: лаборатория, опыты, бесцветная, прозрачная, жидкая, твёрдый.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методы и приемы: словесный – диалог, пояснение; наглядный – экспериментирование; игровой – физ. минутка.
Материалы и оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, глобус, бутылки с водой, тарелочки с сахаром, солью, сок лимона, ложки, стаканы, гуашь, кусочки льда, термос, салфетки, кисти, зеркало, фартуки, шапочки.
I этап. Организационный момент
Проблемная ситуация: узнать секреты воды с помощью экспериментов.
Организация внимания: загадка про воду, картинки о воде на экране мультимедийной доски.
Игровая ситуация: беседа о воде, его использовании людьми.
Цель: организовать детей, активизировать внимание, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Задачи: создать условия для экспериментальной деятельности детей; развивать связную речь; учить отвечать на вопросы; отгадывать загадки; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; уточнить у детей представления о воде, вызвать желание больше узнать о ней.
Методы и приё мы: словесный-чтение стихотворения, загадывание загадки, вопросы к детям, беседа; наглядный – показ картин.
Этапы НОД Деятельность детей Деятельность педагога
Приветствие
Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
Загадывание загадки
Побудительный
Мотивационно-побудительный
Создание проблемной ситуации Дети входят в группу, выстраиваются полукругом.
- Здравствуйте! (дети здороваются, улыбаются друг другу, гостям)
Отгадывают загадку.
- Вода.
-Глобус.
-Голубой, желтый, зеленый, коричневый.
-Вода.
-Голубого.
Дети смотрят на глобус и слушают
-Нет.
-Теплой, горячей, холодной, пресной, прозрачной, газированной.
- Пить, умываться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду.
Дети слушают
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Меня зовут Евгения Александровна, я тоже вижу ваши имена на бейджиках. Давайте улыбнемся друг другу! Улыбнитесь и поздоровайтесь с гостями.
Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, надо отгадать загадку.
Все говорят – она течет.
Все говорят – она играет.
Она всегда бежит вперед,
Но никуда не убегает.
- Что это? (вода)
-Правильно это вода. Мы сегодня будем говорить о воде – её секретах.
Ребята, посмотрите, что это?
Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем?
- Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
- Какого цвета больше на нем?
-Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный (какого цвета, как вы думаете) -голубого. Это потому, что этой краски действительно на нем намного больше, чем других.
- Значит, воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
-Как вы думаете жизнь на земле возможна без воды?
- Какой бывает вода?
- Для чего вода нужна человеку? (показываю слайды с картинками)
Вывод: Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды.
IIэтап. Основная часть НОД
Цель: совершенствовать представление детей о свойствах воды, полученные в результате собственных наблюдений и экспериментирования.
Задачи: продолжать учить детей пользоваться оборудованием для экспериментирования; развивать внимание, логическое мышление, усидчивость; продолжать знакомить детей со свойствами воды; формировать умение анализировать результаты опытов, логично и грамотно делать выводы.
Методы и приё мы: наглядный - показ способов действия; практический – опытно-экспериментальная деятельность; игровой–физ. минутка «Юные пловцы»; словесный – диалог, пояснение.
Разрешение проблемной ситуации
Игровая ситуация «Мы волшебники».
Постановка цели.
Активизация словаря
Знакомство со свойствами воды
Аккуратно пользоваться оборудованием
Снятие усталости, напряжения с помощью физ. минутки
Знакомство со свойствами пара
Порядковый счёт до десяти.
Указание последовательности деятельности
Знакомство со свойствами льда
-Да!
- Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
-Да!
Одевают специальную одежду.
Чтобы не запачкаться.
Рассаживаются за столами.
Да!
Повторяют все действия за воспитателем.
Льётся.
-Потому что она жидкая.
Дети выполняют указания воспитателя.
- Безвкусная, пресная.
Дети выполняют указания воспитателя.
- Ничем. Без запаха.
Дети выполняют указания воспитателя.
-Да. Стала кислая, соленая, сладкая.
шагают на месте
наклоны вперед, руки на поясе
хлопают в ладоши
встряхивают руками
круги двумя руками вперед
круги руками вперед поочередно
прыжки на месте
шагаем на месте
Дети внимательно слушают и выполняют указания воспитателя.
Она будет цветная.
Краска растворилась и изменила цвет воды.
Дети выполняют указания воспитателя.
Через стакан с чистой водой.
Потому что она прозрачная.
Это термос.
Пар.
Дети считают до 10.
Появились капельки воды.
-Лед.
-Холодный, твердый, мокрый, прозрачный.
-Вода.
-Лед растаял.
Выполняют указания воспитателя.
-Холодная.
Нет!
- Лед тает
-Вода горячая
Ребята у воды есть свои секреты, а какие, мы скоро узнаем.
-Для этого, я хочу вас пригласить в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
- Давайте сегодня мы свами превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять ее свойства. Вы согласны?
-Для поведения опытов нам понадобится некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Но сначала нам нужно одеть специальную одежду (шапочки, фартуки).Как вы думаете, для чего?
Подойдите к своим рабочим местам, надевайте фартучки, а завязать вам помогут гости. Рассаживайтесь на стульчики.
- Все готовы?
Проведем опыт №1.
-Возьмите бутылку с водой и налейте в стакан. Что делает вода? Почему?
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поэтому воду называют жидкостью.
Опыт №2
- Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус?
Вывод: чистая вода не имеет вкуса. Она пресная.
- Проведем еще один опыт №3.
- Воспитатель: ребята понюхайте воду в стаканчике. Чем она пахнет?
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
-Ребята, обратите внимание! У вас на столах стоят стаканчики с разными веществами. Возьмите их и пересыпьте в стакан с водой. Размешайте ложечкой. А теперь попробуйте воду и скажите, изменился вкус воды? Уберите ложку на салфетку.
Вывод: с добавлением в воду какого-то вещества, она принимает его вкус.
Физ. минутка. А теперь мы поиграем.
«Юные пловцы».
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Следующий опыт №4.
- Ребята, а сейчас налейте воду из бутылки в пустой стакан. Что произойдет с водой если добавить в нее краску? Возьмите кисточки, наберите краски и размешайте. Что изменилось?
Давайте теперь сравним чистую воду и воду с краской. Возьмите картиночку, которая у вас на столе. Спрячьте её за стаканом с чистой водой. А теперь за стаканом с красочкой. Через какой стакан хорошо видна картинка? Почему?
Вывод: чистая вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт№5.
Что это? (Открываю термос с кипятком). Что вы видите? Посмотрите на зеркало. Оно чистое. Сейчас я накрою термос зеркалом и предлагаю вам сосчитать до 10. (Поднимает зеркало). Что вы сейчас видите? На нём появились капельки воды. (Пройти показать детям).
Вывод: вода приобретает парообразное состояние. Пар превращается обратно в воду.
Опыт№6.
Воспитатель: ребята, что вы видите в тарелке? Подставьте свои ладошки. Какой лёд? Положите лёд на салфетку. Что осталось на ладошке? Почему?
Вывод: Значит, какая вода ещё может быть? Не только жидкая, но и твёрдая.
Положите свои кусочки льда в стакан с чистой водой.
Какая вода? Лёд растаял?
Я тоже положу кусочек льда в чистую воду. Что же происходит со льдом? А почему?
Вывод: вода из твёрдого состояния снова перешла в жидкое.
Заключение: Давай с вами сделаем общее заключение. Какими же секретами обладает вода? (жидкая, не имеет вкуса, не имеет запаха, прозрачная, может быть в твёрдом состоянии и в газообразном)
В заключении хочу напомнить:
Человек! Запомни на всегда:
Символ жизни на земле-вода!
Экономь ее и береги,
Мы ведь на планете не одни!
IIIэтап. Заключительная часть НОД
Цель: обобщение полученных знаний о воде.
Задачи: воспитывать желание доводить начатое дело до конца; закрепление полученных знаний о воде; продолжать развивать диалогическую речь детей.
Методы и приё мы: словесный – беседа о проделанной работе; наглядный – демонстрация фокуса с водой; практический – наведение порядка на рабочем месте.
Мониторинг
Обсуждение впечатлений от образовательной деятельности
Прогнозирование деятельности на будущее
Сюрпризный момент
Демонстрация фокуса с водой – поднять настроение детей.
Да!
Дети внимательно слушают воспитателя, наблюдают за демонстрацией фокуса - А теперь давайте с вами подведем итоги.
- Понравилось ли вам ли вам быть учёными и что понравилось больше всего?
- Скажите, мне, пожалуйста, что нового узнали о воде и его свойствах?
- Как вы думаете пригодятся вам знания о воде в жизни?
- Мне тоже понравилось, как вы увлеченно работали. Молодцы! Мы с вами были настоящими учеными. И спасибо вам за активную и заинтересованную работу. Я вам дарю интересную энциклопедию «Вода на земле». В ней вы узнаете какие ещё секреты скрывает вода.
Ребята! Но это ещё не всё! Я вам хочу показать фокус с водой. Для этого я возьму тарелочку с водой, кусочек пластилина, спичку и стакан. Поджигаю спичку, накрываю стаканом. Теперь внимательно смотрите на стакан. Что вы видите? Вся вода из тарелки заходит в стакан. Как вы думаете, почему? В стакане сгорает весь воздух, образуется вакуум. За счёт его вода всасывается в стакан. Интересно? Этот фокус вы проведёте дома вместе с родителями. Я вам раздам описание.