Екатерина Гаранина
Технологическая карта НОД по ФЭМП «Счёт в пределах пяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Счёт в пределах пяти
Возрастная группа: средняя группа.
Цель занятия: формирование умения считать в пределах 5, соотносить количество предметов с числом.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о геометрических фигурах; учить составлять квадрат из счётных палочек; называть предметы квадратной формы; упражнять в отсчёте предметов по названному числу
Публикация «Технологическая карта НОД по ФЭМП „Счёт в пределах пяти“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание
Воспитательные: воспитывать любознательность, активность, целеустремлённость.
Словарная работа:
Обогащение словаря: 4 угла, 4 стороны, геометрическая фигура.
Активный словарь: пять больше четырёх, предметов поровну.
Средства (материалы и оборудование) : использование ИКТ, счётные палочки на каждого ребёнка.
круги, куклы, цифры, квадраты из картона, картинки.
Способы (методы и приемы) : вопросы к детям, физкультминутка, развернутая положительная оценка, объяснение.
Форма организации: фронтальная.
Подготовительная работа (предварительная) : Математическая игра "Найди самое маленькое число", дидактическая игра “Положи столько же”.
Планируемый результат: продолжать формировать умение детей считать в пределах 5, соотносить количество предметов с числом.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей
1 Организационно – мотивационный этап (вводный) Настроить детей на предстоящую деятельность Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня веселые. У вас наверно хорошее настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодня к нам пришел гость, а чтобы узнать кто он, нам нужно отгадать загадку: У Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны?
-Правильно ребята, это медведь. - ответы детей
- медведь
2 Основной этап Создание проблемной ситуации - Ой ребята, а наш медведь что- то совсем грустный.
- Давайте спросим, что же с ним произошло.
- Мишка просит нас о помощи, он хочет научиться правильно считать предметы, но он этого не умеет делать. Ведь он у нас такой забывчивый и постоянно путает всё. - ответы детей.
2.1 Этап постановки проблемы Воспитывать умение у детей слушать и слышать сверстников - Ребята, научим мишку считать?
-Садись, Мишка, вот здесь, мы тебя научим! - да
2.2 Этап восприятия материала Обогащение и активизация словаря - Итак, посмотрите, кто к нам пришёл в гости?
- Сколько кукол сидит на столе?
- Вика, а ты как считаешь, сколько кукол сидит на столе?
- Ребята, которая по счёту кукла в розовой одежде? А в кепке?
- Мила, скажи, какая по счёту кукла в кепке?
- А как ты думаешь, Дима, в красной шубке, какая кукла по счёту?
Сколько на столе у меня стоит больших кругов?
- А ты как думаешь Егор? Посчитай!
- А сколько стоит маленьких кругов?
-Согласен ли ты с этим, Витя? Посчитай!
- Сколько всего вместе кругов: больших и маленьких?
- А как получилось 5, давайте посчитаем вместе?
- Тимофей, а у тебя столько же получилось? Скажи!
- Сейчас я положу на одну ступеньку лесенки 4 больших круга, а на другую ступеньку 5 маленьких кругов.
- Посмотрите, на какой ступеньке больше кругов: на верхней или нижней?
- Саша, а ты как думаешь, на какой ступеньке кругов больше?
- Давайте посчитаем, сколько же кругов на верхней ступеньке?
- Вика, а у тебя, сколько кругов получилось на верхней ступеньке, назови?
- Какой цифрой обозначим количество маленьких кругов?
- Ребята, вы согласны, правильную цифру подобрал Арсений? Кристина, а ты, как считаешь?
- Правильно, число 5 мы обозначили цифрой 5.
- Давайте посчитаем, сколько же кругов на нижней ступеньке?
- Катя, а у тебя, сколько кругов получилось на верхней ступеньке, назови?
- Какой цифрой обозначим количество маленьких кругов?
- Ребята, вы согласны, правильную цифру подобрал Тимофеем? Олеся, а ты, как считаешь?
- Правильно, число 4 мы обозначили цифрой 4.
- Каких же кругов больше?
Все согласны?
- А каких кругов меньше?
- Вика, а ты как считаешь?
- У нас получилось, что 5 маленьких кругов больше 4 больших кругов!
- Повторите, ребята!
- Варя, повтори! Замечательно!
- Ребята, а как сделать, чтобы кругов стало поровну?
- Покажите Мишке и мне!
- Маша, иди, покажи нам! Ребята, вы согласны с Машей?
- Правильно, если мы уберём один маленький круг, то у нас получится равное количество больших и маленьких кругов, 4 и 4. А если добавим один большой круг, то опять число больших и маленьких кругов будет поровну, 5 и 5.
-Молодцы!
- А теперь, ребята, я предлагаю поиграть в игру «Сосчитай – ка!».
Я буду хлопать в ладоши, а вы называть, сколько раз я ударила в них. Внимание!
- А сейчас давайте отдохнём, вставайте рядом со стульчиками.
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
1, 2, 3, 4, 5!
Топаем ногами!
1, 2, 3, 4, 5!
Хлопаем руками!
Мы подтянемся сейчас
На носочках столько раз
Ровно столько, сколько пальцев
На одной руке у нас.
- А сколько пальцев у нас на руке?
- Хорошо вы считать научились, кукол сосчитали, круги тоже, а палочки сосчитаете?
- Берите стульчики и проходите за столы
- Сейчас вам нужно будет отсчитать палочки так, чтобы у каждого было одинаковое количество.
- Сможете так сделать? Будьте внимательны!
- Сейчас я вам загадаю число, а вы каждый пойдёте, отсчитаете и положите к себе на стол, столько палочек, сколько я попрошу (показываю цифру «5», дети выполняют)
- У каждого 5 палочек? Почему у всех одинаково? (так как загадали такое число)
- Попробуем ещё раз! (показываю цифру «3», «2», дети выполняют)
- Все правильно отсчитали палочки!
- А теперь отгадайте загадку. Получится ли из этих палочек один квадрат? Сделайте!
- Сколько вам понадобилось палочек, чтобы получился квадрат?
- Максим, а ты как думаешь, сколько палочек нужно, чтобы получился квадрат?
- Сколько палочек осталось лишних?
- А у тебя, сколько палочек лишних осталось, Андрей?
- Ребята, а кто из вас знает, сколько у квадрата углов?
- Давайте посчитаем все вместе, сколько же углов у квадрата!
- А кто знает, сколько сторон у квадрата?
- Давайте посчитаем!
- Итак, Алёша, скажи, сколько сторон у квадрата?
- Какой цифрой мы обозначим одинаковое число углов и сторон у квадрата?
- Настя, иди, выбери ту цифру, которой мы обозначим одинаковое число углов и сторон у квадрата!
- Дима, а ты согласен с Настей?
- Правильно, у квадрата 4 стороны и 4 угла, все они одинаковые, равны друг другу и обозначаются цифрой 4!
- А как можно проверить, действительно ли у квадрата все стороны равны?
- Кто нам покажет, как нужно это сделать?
- Итак, у нас получилось, что сторона к стороне, уголок к уголку и нет лишнего места.
- Как называется эта фигура? Молодцы! - куклы
- 1, 2, 3, 4, 5. Всего 5 кукл
- ответы детей
- ответы детей
- один, два, всего 2 больших круга
- ответы детей
- 1,2, 3. Всего 3 маленьких круга
- ответы детей
- на верхней
- на верхней
- 1, 2, 3, 4,5 – всего 5 кругов.
- ответ ребенка
- ответы детей
- 1,2,3,4 – всего 4 круга.
- ответы детей
- маленьких, да.
- больших
- больших
- ответы детей
-ответы 3 детей
-нужно убрать один маленький круг, либо добавить один большой круг
- 5
- 4
- ответы детей
- 4 угла
- 1,2,3,4 – всего 4 угла
- 4
- 1, 2, 3, 4 - всего 4 стороны
-ответы детей
- 4
- наложим фигуру на фигуру
- квадрат
2.3 Этап практического решения проблемы Воспитывать желание сотрудничать между собой. - Ребята, а кто из вас знает предметы похожие на геометрическую форму квадрат?
- У меня на столе лежат картинки. Сейчас, тот, кого я назову, пойдёт и найдёт картинку, похожую на геометрическую фигуру квадрат!
Молодцы!
- А теперь ещё загадка. Кто из деток догадается, сколько палочек надо добавить, чтобы из квадрата получилось 2 прямоугольника? (1 палочку) Покажите!
- А как из квадрата получить 2 треугольника? Сделайте!
- Кто сделает, поднимите руку, я подойду и посмотрю. -кубик, розетка, подушка
3 Заключительный этап Проанализировать деятельность детей, показать результат всего занятия, напомнить о появлении затруднения и решение проблемной ситуации, обобщить деятельность детей по достижению целей. - Ребята, вы такие молодцы.
- Ребята, кому мы с вами сегодня помогали?
А что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилась? Что нового вы сегодня узнали?
- Ребята вы очень меня порадовали, сегодня все были внимательными и умными. - ответ детей