Нафига Галямова
Технологическая карта НОД «Мини-музей татарского быта»
Технологическая карта занятия
ФИО педагога: Галямова Нафига Шафигулловна
Образовательная область:
Тема занятия: «Мини – музей татарского быта»
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель занятия: приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского народа
Обучающие задачи:
Публикация «Технологическая карта НОД „Мини-музей татарского быта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Республика Татарстан
- Темочки
Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татарского народа : традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан : герб, флаг.
Развивающие задачи:
Умение поддерживать беседу; отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями; развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме образовательной деятельности.
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение друг к другу; умение слушать говорящего; поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре, воспитывать в детях чувство уважения к другим народам
Словарная работа:
Республика Татарстан, татары, кульмэк, калфак, камзол, тюбетейка, юрта, пиала, чак-чак, Казань, чиги, комган
Оборудование:
Флаг Татарстана, флажок с изображением герба Татарстана, образцы национальной татарской одежды : халат, тюбетейка, кульмек (платье, камзол, платки, калфак, глобус, указка, иллюстрации с изображением национальной одежды, полотенца, украшенные татарским орнаментом, сундук, гармонь, комган, прялка, веретено, клубочки шерстяных ниток, сувениры: обереги, магниты, четки, посуда: пиалы; казан,самовар, колонка с татарской национальной музыкой, национальное блюдо «чак –чак»
Методы и приё мы:
игровые: сюрпризный момент, игровая ситуация,
словесные: беседа, рассказ, объяснения; вопрос
наглядные: рассматривание предметов, вещей, иллюстраций,
практические: показ, обследование предметов, материалов,
ИКТ: музыкальное сопровождение
Предварительная работа:
Создание в группе «Мини – музея татарского быта» : кроватка с подушками, прялка, сундук, образцы национальной татарской одежды : халат, тюбетейка, кульмэк (платье, камзол, платки, калфак, полотенца, украшенные татарским орнаментом, сундук, гармонь, комган, веретено, клубочки шерстяных ниток, сувениры: обереги, магниты, четки, посуда: пиалы;
Знакомство детей с понятиями «обычаи», «традиции» народов России.
Подготовка воспитателя:
Продумала и составила конспект, подобрала наглядно - демонстрационный материал, подготовила музыкальное сопровождение.
Детская цель: дети обогатят знания о культуре, обычаях, традициях татарского народа
Планируемые результаты: 1. Развитие речевых навыков воспитанников.
2. Расширение знаний о культуре, обычаях, традициях татарского народа
3. Формирование коммуникативных навыков: умения слушать сверстников, взрослых
Участники игры: Воспитатель, воспитанники подготовительной группы (до 10 детей)
№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия (Под музыку воспитатель в татарской национальной одежде заходит в группу, подходит к детям и здоровается с каждым по –мусульмански)
В:- Вы удивлены? - А что необычно для вас?
В:- Вам разве не приходилось видеть на улице женщин в такой одежде?
В: - А вы догадались, кто я?
В: - По каким элементам, деталям вы догадались, что я татарка?
В:- А вы все знаете про татар?
В: - А когда ты чего – то не знаешь, где можно об этом узнать?
В:- А у нас в группе есть такое место?
ИКТ: музыка
Сюрпризный момент
Наглядный: татарский костюм
Практический: рукопожатие
Словесный: вопрос
Словесный: вопрос
Словесный: вопрос
Словесный: вопрос
Словесный: вопрос
Словесный: вопрос
Словесный: вопрос,
Дети с интересом рассматривают татарский костюм
Дети приветствуют воспитателя
Дети: - Одежда, приветствие, музыка необычная.
Дети : да, приходилось
Дети:- татарка
Дети высказываются
Дети: нет, не все
Дети высказываются
Дети: посмотреть и почитать книги, энциклопедии, спросить взрослых, посмотреть фильмы, узнать в интернете, сходить в музей.
Дети: да, есть музей
2. Основной этап (Воспитатель в роли экскурсовода)
В:-Приглашаю в мини - музей татарской культуры, где хранятся предметы, вещи, посуда, которыми издавна пользовались татары.
Татары - народность, проживающая не только на территории России, но и по всему миру. Но самая большая численность проживает в республике Татарстан, главный город –Казань, (показ на глобусе,. Республика Татарстан входит в состав России, но, несмотря на это, у них есть свой президент Рустам Нургалиевич Минниханов. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб
В: - Перед вами флаг Татарстана.
Какие вы видите цвета на флаге?
В: - Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
В: - Перед вами герб Татарстана. На нем изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается
покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
В: - У татар, как и многих других народов, есть свои традиции, свои обычаи, праздники.
В:- А сейчас мы рассмотрим картинки с изображением татарского национального костюма.
В:- Женским национальным костюмом было платье - КЮЛЬМЕК, по низу шла оборка и вышивка. На грудь вешалось украшение расшитое вышивкой или бисером - КУКРЕК. В основном в вышивке использовался растительный орнамент. Так как по вере татарского народа нельзя было использовать рисунки животных. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани Фартук (алъяпкыч) с красивыми узорами. На голове молодые девушки носили КАЛФАК. Это девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками. А взрослые женщины носили вот такой головной убор – ЯУЛЫК. Татарские девушки и женщины заплетали две косы и украшали их НАКОСНИКОМ. Главным цветом у татарского народа считается зеленый. А ещё в исполнении одежды, узоров используют красный и белый цвета.
Чем больше украшений носила татарская девушка, тем богаче приданое у нее было. Или как говорили, чем больше она звенела, тем богаче была. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты.
В:- Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой.
На голове носили тюбетейку (показываю, которая тоже украшалась вышивкой.
- Как назывался головной убор у мужчин?
В:- На ноги обували расшитые кожей сапоги, которые назывались ЧИГИ. Сапоги украшались аппликацией из кожи.
.
В:- У татар есть и любимые игры. Одна из них называется «Тюбетейка». Сейчас мы в нее поиграем.
В:- Под музыку мы будем надевать и передавать тюбетейку друг другу, на ком остановится музыка, тот выходит в середину круга и танцует
В:- Татары – очень гостеприимный народ. У них есть свои национальные блюда. Одно из них –«чак –чак». Сейчас я вас приглашаю на чай.
В:- Но прежде чем сесть за стол, что нужно сделать?
В:- Татары для умывания использовали комган (кувшин) — узкогорлый сосуд с носиком, ручкой и крышкой. Сейчас мы попробуем это сделать
В:- Приглашаю за стол. Приятного аппетита!
Наглядный:
Словесный: рассказ, беседа
Наглядный: глобус
Практический: показ
Наглядный: флаг
Практический: показ
Наглядный: флаг
Практический: показ
Словесный: указание,
Словесный: указание
Практический: показ
Наглядный:
изображение герба
Татарстана
Словесный: рассказ
Наглядный: иллюстрации
Практический: показ
Наглядный: изображение платья
Наглядный: изображение камзола
Наглядный: изображение фартука
Словесный: рассказ
Наглядный: изображение калфака
Наглядный: изображение платка
Практический: показ
Словесный: рассказ
Наглядный: изображение рубахи, камзола
Словесный: рассказ
Наглядный:
Практический: показ
Словесный: вопрос
Словесный: рассказ
Наглядный:
Практический: показ
Словесный: рассказ
Словесный: указание
ИКТ: музыка
Словесный: рассказ
Словесный: вопрос
Словесный: рассказ
Наглядный:
Практический: показ
Словесный: указание
Дети слушают, участвуют в беседе
Дети рассматривают глобус
Дети рассматривают флаг
Дети: зеленый, белый, красный
Дети рассматривают флаг Татарстана,
Дети рассматривают изображение герба Татарстана
Дети слушают рассказ,
Дети рассматривают иллюстрации с изображением национального костюма
Дети рассматривают детали платья
.
Дети рассматривают орнамент на камзоле
Дети рассматривают орнамент на фартуке
Дети рассматривают калфак
Дети рассматривают платки
Дети рассматривают иллюстрации с изображением рубахи, камзола
Дети рассматривают тюбетейку
Дети : тюбетейка
Дети рассматривают иллюстрации с изображениями обуви
Дети под музыку надевают и передают друг другу тюбетейку, танцуют
Дети: помыть руки
Дети моют руки, пользуясь комганом
Дети садятся за стол
3. Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки В: - Чем мы сегодня занимались?
В: - Вам понравилось в музее?
В:- Что вам больше всего понравилось?
В:- Что, на ваш взгляд, было для вас сложным, трудным? Словесный: вопрос
Словесный: вопрос
Словесный: вопрос
Словесный: вопрос
Дети: Посетили музей татарского быта
Дети: Да, очень понравилось.
Дети высказываются
Дети высказываются