ольга куренкова
Технологическая карта занятия «Разучивание стихотворения Т. Новицкой «Вскрываются почки»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта «Лирическое стихотворение»
Тема: разучивание стихотворения Т. Новицкой «Вскрываются почки»
Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение.
Задачи:.
- Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы, описание природы.
- При чтении соблюдать стиховые паузы – в нужных местах, выделять рифму – подчеркивая голосом.
Публикация «Технологическая карта занятия „Разучивание стихотворения Т, Новицкой „Вскрываются почки“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почки. Наблюдение на прогулке
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Развивать речетворческие способности, интонировать жестом, мимикой, дикцией.
- Воспринимать различные модели интонации и воспроизводить в собственной речи.
Материал: картина о весне;ветка в вазе.
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Подготовительный Какое настроение в музыкальном произведении? Звучит музыка «Весна»
- Что услышали в звуках музыки? О чем рассказывает музыка?
- Правильно, вы услышали мелодию весны, звон капели, журчание ручья
Дополнительные вопросы
Выставляю картину о весне из-за ширмы.
Ребята, посмотрите на эту картину. Какие краски использовал художник?
Педагог показывает указкой на небо, деревья. Какое настроение, чувства вызывает эта картина?
(светлое, радостное)
- Почему? (художник рисовал светлыми, яркими красками)
- Какие приметы весны вы видите? (бегут ручьи, светит солнце, зеленая трава.)
Вношу вазу с ветками тополя, показываю каждому ребенку.
Обращаю внимание на форму, запах.
- Все очень долго ждали весну, и вот, наконец, она пришла.
И как будто все забегало, засуетилось, проснулось, ожило.
Вот и ожили почки на деревьях.
Посмотрите на эти веточки.
А это ветка какого дерева? (тополя)
Что это на ветках? (почки)
Что спрятано в почках? (листочки)
Педагог читает стих, стоя с выражением
Повторяю «Вскрываются почки»
Вскрываются почки, как реки
Читаю
«такая стоит трескотня»
Зачитываю 2строчки целиком
«Вскрываются почки, как реки, Такая стоит трескотня»
Зачитываю
«тяжелые, сонные веки весна наконец подняла»
Добиться целиком повтора.
Наводящие вопросы Дети сидят полукругом.
Отвечают.
Ответы детей.
Рассматривают, обращают внимание на форму, запах.
Слушают, запоминают.
Пробуют повторить, пересказать.
Основной
Послушайте, как эта радость передана в стихотворении г. Новицкой «Вскрываются почки»
Какая весна?
О том, что она красивая, как говорит автор?
Зачитываю
«Заждались прекрасную соню давно луга и леса»
1. Кто написал стихотворение?
2. Как называется? Какое настроение, чувства?
3. Что делают почки весной?
4. С чем сравнивает Новицкая почки, когда они вскрываются?
5. Как кто они вскрываются?
6. Когда вскрываются почки как реки? (они начинают трещать)
Что стоит кругом от треска?
(трескотня).
7. Какие веки весна наконец подняла? Как об этом говорит автор? (тяжелые)
- Еще какие? (сонные)
8. Как Новицкая называет весну, которая долго спала?
9. Какая соня? (прекрасная)
10. Кто давно заждался прекрасную соню? (луга и леса)
11. Какие небеса не могли разбудить прекрасную соню? (разгневанные)
12. Разгневанные небеса как будили прекрасную соню? (громом)
13. Как ласково называет автор весну, которая так долго лежала на боках? (лежебока)
14. Как весна взглянула вокруг?
Что появилось у нее на губах? (улыбка)
15. Какими звуками и чем наполнился оживший луг? (жужжанием)
16. Чем наливается трава, чтобы стать зеленой и сочной? (соком)
17. Почему луг становится ожившим?
Поэтому говорят, что он оживает – становится ожившим.
«И сразу жужжаньем и соком Оживший наполнился луг»
Дополнит. вопрос
Шмели что делают – жужжат
Повторить - жужжаньем
Физ. минутка
по тексту стихотворения
Вскрыв почки, как реки,
Такая стоит трескотня,
Тяжелые сонные веки
Весна наконец подняла.
Заждались прекрасную соню
Давно и луга, и леса,
Не зря ее громом будили
Разгневанные небеса.
И вот поднялась лежебока
Взглянула с улыбкой вокруг
И сразу жужжаньем и соком
Оживший наполнился луг.
- Я буду читать стихотворение Новицкой «Вскрываются почки» и когда я сделаю остановку, вы продолжите.
Каждый раз педагог называет автора и называет стихотворение. При чтении стихотворения помогаю рукой, жестами, силой голоса.
- Прослушайте стихотворение еще раз.
Обратите внимание, как выразительно передано интонацией настроение, радость прихода весны
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПЕДАГОГОМ.
Педагог предлагает детям прочитать выразительно по две строчки из текста стихотворения (повторить за педагогом) Добиться выразительного прочтения текста.
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ С УСТАНОВКОЙ НА ЗАПОМИНАНИЕ.
Обращаю внимание жестом на иллюстрацию, на ветки с почками
При уточнении текста воспитатель приобщает других детей, активизирует в напоминании забытых слов
Слушаем внимательно, помогаем, поднимаем руку (не допускать хоровые ответы)
Перед началом – напоминаю начало строчки. Педагог подсказывает начало строчки, если забыл. Обращать внимание на пластику, настроение.
Подсказываю громко, четко.
Чтение стихотворения по частям :
- Кто хочет прочитать первую часть стихотворения, где говорится
- о вскрывающихся почках, как реках, о трескотне,
- о сонных веках, которые весна, наконец, подняла?
Во второй части –
- как заждались прекрасную соню леса и луга,
- которую громом будили разгневанные небеса.
А теперь, третья часть.
- кто хочет рассказать о лежебоке, которая взглянула с улыбкой,
- и о ожившем луге, который наполнился жужжанием и соком
Когда дети читают самостоятельно, педагог сам напоминает забытое слово, следит, чтоб ребенок повторил его и продолжил читать дальше
ПОВТОР ЧТЕНИЯ ПО ЧАСТЯМ
- Кто еще хочет рассказать?
Кто начало
Кто середину
Кто конец
А теперь надо прочитать все до конца стихотворение.
Прочитать его надо выразительно, не торопясь, громко.
Вызываю первого ребенка, который хорошо запомнил
Включается музыка, раздаются ленты, цветы.
Теперь мы порадуемся приходу весны и под музыку в танце расскажем все стихотворение.
Движением, пластикой - какая бывает весна и как все ей рады.
Игра «Ручеек»
Дети говорят ключевое слово о весенних приметах Слушают стихотворение.
Ответы детей.
Если дети не отвечают, повторяет воспитатель.
- Руки вверху, вместе
- Руки в стороны вверх, хлопки
- Присесть, встать руки вверх, пред собой
- Наклоны в сторону, руки вверх
Топаем ногами
Подтянулись
Встали на носочки
- Повороты
- Прыжки
Дети договаривают
последнее слово из строчки
По 2 строчке по 2 чел.
Выразительно повторяют.
Чтение стихотворения детьми
внимательно слушают.
Выразительно пересказывает.
Заключительный Какое стихотворение мы с вами заучили?
- Как оно называется?
- Кто автор?
- Чем оно вам запомнилось?
Вопросы к детям.
Пояснение.
Ответы детей.