Татьяна Безручкина
Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи
в старшей логопедической группе
на тему
«Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
(с использованием мнемотаблиц)
Тема НОД: Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»
Задачи НОД:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Чтение стихотворений о зиме, Разучивание стихотворения И, Сурикова „Детство“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство» с опорой на картинки.
2. Активизировать словарный запас детей о зиме.
4. Упражнять в подборе прилагательных к слову зима, в подборе рифмы к слову.
Развивающие:
1. Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.
2. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать стихотворный текст.
3. Развивать память. внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе через восприятие картин художников и музыки композитора П. И. Чайковского:
2. Формировать взаимопонимание и доброжелательность.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Формы организации: фронтальная.
Формы реализации детских видов деятельности: погружение в игровую ситуацию, общение.
Технологии: технология моделирования (мнемосхемы, здоровьесберегающие образовательные технологии (физминутка)
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворений, игры «Какая зима», «Подбери рифму», «Собери картинки», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки схемы
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель: Соберёмся мы все в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Улыбнёмся и пообещаем сегодня на занятии быть внимательными, стараться отвечать на вопросы, не бояться и не стесняться.
У меня в руках снежинка. Она необычная, а волшебная. Догадываетесь, от кого она, кто её прислал? Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете, наверняка. Слушайте внимательно:
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила»
- Кто догадался, о чем загадка? (о Зиме)
-Как догадались, что это зима? (слова из загадки)
- Молодцы!
Воспитатель: Да, эту снежинку подарила зима. Зима – не только красивое время года, но и волшебное…
Сейчас мы будем снежинку друг другу передавать и слова о том, какая зима, называть.
«Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»
Воспитатель: - Спасибо, Зимушка! Ребята, давайте поиграем со снежинкой!
Ответы детей (снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная)
Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках, а художники рисуют картины зимней природы.
А вы хотите попасть в зимний лес и увидеть красоту зимней природы, которую изображают художники в своих картинах? Что-то мне подсказывает, что с волшебной снежинкой всё можно.
«Снежинку в руки я возьму,
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В зимний лес нас унесет».
(дети закрывают глаза, а воспитатель расстилает на полу «зимний ковёр» и ставит рядом с ним ёлочку в снежном уборе)
Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на этот волшебный лёгкий пушистый зимний ковёр. (Дети рассаживаются полукругом перед телевизором)
Воспитатель: Красоту зимнего леса нам помогут увидеть картины художников: - Великолепен вид зимней природы! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния на картине И. Шишкин «Зима». - На картине Васнецова А. М. «Зимний сон (Зима)» стройные березы стоят как невесты. -На зимних пейзажах Алексей Адамова, воздух морозный и холодный в лесу. И кажется, будто иголочками колет щеки. Торжественно светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом. - На картине художника Эдуарда Панова природа зимой в лесу удивительно красива, чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой. Зима - волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами. Ни одно время года так ни волшебно как - зима.
Композиторы тоже восхищались Зимой и передавали это в своей музыке! Вот посмотрите эти картины ещё раз и послушайте музыку Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Зима» и вы убедитесь, как же эта музыка подходит к описанию этих картин и к вашим словам – определениям, которые вы сегодня назвали о зиме.
( после прослушивания спросить детей, подходит ли музыка для времени года)
Воспитатель: О чём вы думали, когда слушали музыку и смотрели картины о зиме?
Воспитатель: Мы посмотрели, как художники изображают красоту зимней природы в картинах, послушали, какую музыку о зиме сочиняли композиторы. А ещё красоту зимней природы воспевали в стихах. Кто из вас знает стихотворение о зиме?
(Даша прочтёт стихотворение «Белая берёза» С. Есенина)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
Воспитатель: Молодец! Мне бы тоже хотелось прочесть для вас небольшое стихотворение о зиме, с которым мы с вами когда то уже знакомились. Автор этого стихотворения Иван Захарович Суриков «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Зима не только красивое время года, но и весёлое. Что можно делать зимой?
Давайте расскажем об этом в нашей пальчиковой гимнастике:
Что зимой мы любим делать? (сжимаем и разжимаем пальчики на обеих руках)
В снежки играть, (начинаем на каждую зимнюю забаву загибать по одному пальчику)
И снежный ком катать.
На лыжах бегать,
На коньках кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Да ещё в снегу валяться! (переворачивать ладони, показывая, как в снегу валяешься)
О зимних забавах поэты тоже сочиняли стихи. И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с одним стихотворением. Сейчас мы попросим волшебную снежинку перенести нас в нашу литературную гостиную.
Снежинку в руки я возьму,
Волшебство я позову.
Ты на помощь к нам приди,
В группу нас скорей веди.
(воспитатель убирает ковёр. В это время кто-то раскладывает снежинки дорожкой, которая ведёт в ту часть группы, которая оформлена как «литературная гостиная»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, эта дорожка приведёт нас в нашу литературную гостиную. Но вход туда по билетикам. Билетик можно получить у кассира, но не просто так, а выполнив одно непростое задание. Скажите, вы помните, чем стихотворение отличается от сказки и рассказа?
(в нём есть рифма)
Вот и сейчас я буду задавать вам задание – подобрать рифму. Подскажу, что все слова - рифмы зимние, относятся к зиме и зимним забавам.
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
2. С неба все летят пушинки - серебристые. (снежинки)
3. Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
4. Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
5. Купили девочке Оксанке с горы кататься… (санки)
6. Настали зимние деньки, скорее надевай (коньки)
7. Вот свернули санки – хлоп, все попадали в. (сугроб)
8. Колючие иголочки у новогодней ….(ёлочки)
9. На деревьях, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
10. Помчимся с горки мы не на подушке, нам для этого нужна … (ватрушка) (Если дети затрудняются, то кассир показывает билетик, на котором нарисована картинка – отгадка)
Воспитатель: найдите место в гостиной, на которое указывает ваш билетик и присаживайтесь. (на спинке стула нарисована картинка такая же, как на билетике)
Дети рассаживаются.
Воспитатель: Вот вы и на месте, в нашей уютной литературной гостиной. Сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Суриковым. Вот перед вами его портрет. Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. С одним из его стихотворений вы уже знакомы. Это стихотворение «Зима», которое я сегодня вам читала. Все свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой лепить снеговиков, кататься на санках с горы (тогда еще не было ледянок и ватрушек, все с горы катались на санках, Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием «Детство».
Вот моя деревня, вот мой дом родной!
Вот качусь я в санках по горе крутой.
Вот свернули санки, и я на бок_- хлоп!
Кубарем качусь я под гору в сугроб.
И друзья мальчишки, стоя надо мной,
Весело хохочут над моей бедой.
- Всё лицо и руки залепил мне снег,
- Мне в сугробе горе, а ребятам смех
Воспитатель: Стихотворение называется «Детство», потому что поэт Иван Суриков вспоминает своё детство. О чём именно вспоминает поэт? (как он катался с горки)
Я предлагаю вам, ребята, сегодня не просто так уйти из литературной гостиной, а выучить это стихотворение наизусть. Помогут нам в этом картинки – подсказки.
Далее воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию стихотворения и выставляет картинки- мнемосхемы по его содержанию.
Воспитатель: С каких слов начинается стихотворение? Где жил поэт? (в деревне)- Вот моя деревня, Вот мой дом родной (зачитать строчку из стихотворения и поставить картинку на доску) - Что делает мальчик? - Катается на санках с горки. (картинку) - Что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор? - Вот свернули санки, И я на бок – хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. - Что делают друзья мальчишки? - Весело хохочут. - Какая беда случилась с мальчиком - Все лицо и руки залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Как вы думаете серьезное ли горе у мальчика (голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей). Выслушивает мнения детей - Ребята, а Вы падали в сугроб? Вам было больно, или весело.
Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки схемы на мольберте воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной картинке)
Воспитатель: Я принесла с собой эту красивую снежинку, которую дала нам Зимушка- зима. Она волшебная, будет помогать вам запомнить строки из стихотворения. Вы будете передавать снежинку из рук в руки по цепочке и воспроизводить по картинке строчку из стихотворения, затем передавать другу, а он будет проговаривать следующую строчку. И так до конца стихотворения. Давайте попробуем.
Рассказывание стихотворения по цепочке с использованием мнемотаблиц.
- В этом стихотворении дети катались на санках, и я вас приглашаю на весёлую прогулку! (Фонограмма)
Наши детки в санки сели
Громко песенку запели,
Покатились далеко,
Не догонит их никто.
За веревочку взялись
Помчались с горки вниз.
И вдруг салазки на бок - хлоп!
— Все попадали в сугроб.
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,
Все попадали в сугроб.
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,
Все попадали в сугроб.
Вставай, дружок,
Отряхивай снежок.
И снова в саночки садись,
С горки весело катись.
Воспитатель: - Ох, весело нам всем было! Садимся на места, ребята Воспитатель: Ребята, пока мы с вами были на весёлой прогулке, налетел зимний ветерок и все картинки наши, которые помогали нам выучить стихотворение рассыпал. Нужно собрать его. А вы помните немного его содержание? Поможете мне собрать все картинки в определённой последовательности? (да)
Дети собирают картинки схемы и возвращают их на место на мольберт вспоминают и проговаривают по ней строчки из стихотворения
Воспитатель: - Молодцы! Кто хочет рассказать стихотворение сам от начала до конца?
[b]Итог[/b]:
Воспитатель: - Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?
- О чем сегодня говорили на занятии? (О зиме. Какая бывает зима? Кто ее воспевает?- Композиторы, художники и поэты.)
Воспитатель: -С каким произведением мы познакомились (Произведение называется-«Детство»)
- Как зовут автора? (Суриков Иван Захарович)
- Где мы с вами сегодня побывали? (в гостях у Зимы, в лесу, в литературной гостиной)
Что помогло нам запомнить стихотворение? (мнемотаблица, мнемоквадраты)
Воспитатель: - Скажите, ребята, чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?
Наша литературная гостиная закрывается. Понравилось ли вам гостить здесь? Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет -то грустное солнышко (подносит 2 тарелочки с солнышками или снежинками)
Воспитатель: - Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!
Сегодня из нашей гостиной вы не уйдете с пустыми руками. Вы получите в подарок книги со стихами о зиме. Пусть ваши мамы читают вам эти замечательные стихи. А скоро вы и сами научитесь читать.
Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо!