Вера Козлова
Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема «Как происходит извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми
«Как происходит извержение вулкана»
Выполнила:
Козлова В. В.
воспитатель МАДОУ№36, г. Невьянск
Пояснительная записка
Место проведения: мини-лаборатория в группе детского сада
Время проведения: 9.00 – 9.40
Количество детей: 10 человек
Публикация «Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема „Как происходит извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Характеристика группы: в группе 20 человек(8 девочек и 12 мальчиков). У всех детей сформированы и развиты навыки самообслуживания, основные знания и умения. Детям группы характерна высокая двигательная активность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность. Большая часть группы обладает устойчивым вниманием, хорошей памятью, высокой познавательной активностью, хорошо развитым кругозором. Легко справляются с поставленными задачами, рассуждают, анализируют. Уровень развития группы высокий. Что позволяет ставить перед детьми задачи в разных сферах познавательных областях и закреплять полученный результат. Отношения между ребятами дружелюбные, умеют помогать друг другу. Однако иногда возможны конфликты между детьми.
Занятие проводила воспитатель группы.
Занятие по экспериментальной деятельности разработано в соответствии с ФГОС; примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет.
Занятие проводилось в рамках реализации программы дополнительного образования по экспериментированию.
Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности : познавательной, коммуникативной, чтение художественной литературы, двигательной, музыкально-художественной и продуктивной.
При организации совместной деятельности педагогов и детей использовался принцип интеграции образовательных областей (ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Музыка», ОО «Художественная литература», ОО «Художественное творчество»).
Используемые методы (метод вопросов, мотивирование детской деятельности) и приемы (демонстрация компьютерной презентации, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы, беседа) были направлены на повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности.
Подобранный материал, техническое сопровождение позволяло поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (КОНСТРУКТ) СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Тема : как происходит извержение вулкана
Возрастная группа: 6 – 7 лет
Форма совместной деятельности : опытно-экспериментальная
Форма организации : групповая
Учебно-методический комплект:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». – С-Пб: Детство-Пресс, 2008г
2. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект». — Волгоград: Перемена, 1995г
3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников», 1990г. ;
Средства:
• Наглядные: Карта России, макет «Строение Земли»
• Мультимедийные: презентация «Огнедышащие горы» ( слайды: иллюстрации к легенде; устройство вулкана; как происходит извержение вулкана?; какие бывают вулканы?; вулканы В России)
• Литературные: Загадки о вулканах, легенда о боге огня Вулкане
• Музыкальные: Вивальди «Предчувствие грозы»
• Оборудование: Мультимедийная установка; Экран; музыкальный центр; поддоны, картон, клей, сода, уксус (в руках у воспитателя, сухой пищевой краситель, моющая жидкость, листы бумаги для фиксации наблюдений, цв. карандаши, чайные ложки, пипетка
Достижение образова-тельных ре-зультатов Физически развитый: выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки); снятие напряжения
Любознательный, активный: развитие любознательности и познавательной мотивации, активности в продуктивной деятельности. Становление самостоятельности, целенаправленности.
Эмоционально отзывчивый : эмоциональное отношение к природе; музыкальному сопровождению.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: совместно составлять и выполнять правила безопасного поведения в лаборатории.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи: применение усвоенных способов проведения опыта по алгоритму в самостоятельной деятельности;
умение самостоятельно делать выводы;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: формирование представлений о явлениях неживой природы
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности : умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 мин. ;
следовать правилу в продуктивной деятельности.
Овладевший необходимыми умениями и навыками: умение фиксировать результат в рисунке, добиваясь выразительности образа.
Задачи Обучающие: Познакомить детей с природным явлением – вулкан, причиной его извержения.
Расширять знания детей о явлениях неживой природы через экспериментальную деятельность.
Воспитательные: Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу
Развивающие: Формировать познавательный интерес к окружающему миру, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение ставить перед собой цель и достигать ее.
Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, которая приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
Организационно-мотивационный
Интегра-ция
ОО «Коммуникация»,
ОО «Познан--ие» Посылка от Деда Зная: альбом «Огнедышащие горы»
Загадки:
«Я плююсь огнем и лавой,
Я- опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
Снежная гора
Вверху – дыра,
Внутри – жара!
Иногда пускает лаву,
На нее не найти управу! (Вулкан)
– В. «Что бы вы хотели узнать о вулканах?» Приветствие, установление зрительного кон-такта. Воспитатель задаёт детям вопросы, загадывает загадки. Приветствие, рассматрива-ние альбома, ответы на вопросы, формулирова-ние познаватель-ной задачи. Привлече-ние направлен-ного
внимания.
Внутренняя мотивация на деятель-ность.
Сформули-рованная детьми познаватель-ная задача.
Актуализация,
Интеграция
ОО «Познание»,
ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы»
«Музыка В. Как вы думайте, что такое вулкан?
Давайте зададим этот вопрос Дедушке Знаю. (вопрос набирается на компьютере, появляется мультимедийное изображение, голос за кадром)
– Прежде чем ответить на этот вопрос, я расскажу вам легенду. Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Как вы думайте, что такое вулкан?
Д: Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма, поднимается дым, и летят камни.
В: Правильно, это огнедышащая гора, на что похожа гора?
Д: На конус, на треугольник.
В: А что извергает вулкан?
А хотите узнать как устроен вулкан? Давайте перейдем в другую часть нашей лаборатории, и я расскажу, как образуется вулкан. Демонстрирует слайды мультимедий-ной презентации «Огнедышащие горы» Иллюстрации к легенде о боге огня Вулкане. Поясняет содержание легенды. Задает вопросы о вулканах. Прослуши-вают содержание легенды, сопровождае-мое мультимедий-ной презентацией. Выдвигают предположе-ния: «Что такое вулкан? На что похож вулкан?» Воспроизве-дение информа-ции, необходи-мой для успешного
усвоения.
Расширение имеющихся представлений
Интеграция
ОО «Познание»,
ОО «Коммуникация», ОО «Музыка». В. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется –земная кора. Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень большую тем. До 1000гр. И быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. А кусочки застывшей лавы есть пемза. Пемза это полезное ископаемое, используется человеком. Что выходит из вулкана?
Д: Пепел, вылетают камни.
В: Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то станет хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей и образуется черный песок. (Показать черный песок). Как вы думаете, а как называют людей которые занимаются изучением вулканов?
Д:
В: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?
Д: Изучение вулканов.
В: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия?
Д: Да.
В: Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение.
На экране появляются иллюстрации вулкана. Воспитатель организует обсуждение. Какой формы вулкан? На что похожа верхняя часть вулкана? (на кратер)
В: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывают магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает спокойно.
• Вулканы бывают действующие – это которые извергают лаву.
• Потухшие – не извергающие лаву.
• Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
• Вулканы при извержении образуют много пепла, выбрасывают много вулканических камней.
• Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка. Демонстрирует макет строения Земли. Поясняет строение Земли, образование вулкана.
Демонстрирует слайды «Строение вулкана», «Извержение вулкана».
Организует обсуждение. Рассматри-вают макет строения Земли. Знакомятся со слайдами. Участвуют в обсуждении, высказывают предположе-ния, свое мнение. Сформиро-ванные представле-ния о строении Земли; о природе и устройстве вулкана; о деятельнос-ти вулканоло-гов.
Любознате-льность и активность.
Активизация словаря
Практическая работа,
Интеграция
ОО «Познание»,
ОО «Коммуникация»,
ОО «Художественное творчество». Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать (прилагается схема «Извержение вулкана»). Подумайте, из чего можно будет сделать основание вулкана. Давайте склеим конус из плотного картона. Из чего сделаем жерло? Можно вставить внутрь конуса пустую пластмассовую банку. А секрет изготовления лавы узнаете, если будете внимательны. Помещаем в банку 1 чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Опасно! Самому пользоваться нельзя) Эту жидкость может наливать только взрослый (уксус). Я добавляю 5 капель этого препарата. Что наблюдаете? Как я изготовила лаву? Хотите повторить этот опыт сами?
Детям предоставляется возможность самим приготовить состав лавы, но уксус добавляет воспитатель. Совместно с детьми выбирает материал для опыта. Напоминает правила безопасности.
Знакомит с алгоритмом проведения опыта. Проводит демонстрационный опыт «Извержение вулкана». Выбирают материал для опыта. Наблюдают демонстра-ционный опыт. Закрепляют правила безопасности. Проводят фронтальный опыт «Извержение вулкана» Овладение умения работать по алгоритму. Сформиро-ванная познаватель-ная активность детей в процессе выполнения опытов
Динамическая пауза,
Интеграция
ОО «Чтение художественной литературы»,
ОО «Коммуникация», ОО «Музыка» Вулканы начали «вулканить» - Ходьба по кругу
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла Бег по кругу
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой Прыжки по кругу
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Топают ногами
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать - Остановиться
Огонь в нём начал угасать. Опустить руки
Последний раз огнём дыхнул - Глубокий вдох-выдох
И на десятки лет уснул. «Уснули»
Пройдут века…
И вновь вулкан проснётся, Постепенно
И лава из нутра его польётся. Руки вверх Проводит упражнение «Вулканы начали вулканить…», проговари-вает слова и показывает действия.
Выполняют физическое упражнение «Вулканы начали вулканить…» Снятие напряжения, эмоциональ-ная и физическая разрядка
Рефлексия,
Интеграция
ОО «Социализация»,
ОО «Коммуникация»,
В. Какие бывают вулканы?
В: А как вы думайте, приносят ли вулканы пользу, и почему же люди не оставляют эти места, где имеются вулканы?
Д: Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана.
Там плодородная почва;
Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.
Дедушка Знай, а у нас в стране есть вулканы?
– Да, есть и много. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах (показывается на карте)
Организует обсуждение полученной информации о вулканах. Знакомит с месторасполо-жением вулканов вулканов на карте. Участвуют в обсуждении. Рассматривают карту России.
Сформиро-ванность представле-ний о вулканах.
Заключительный этап.
Интеграция
ОО «Познание»,
ОО «Коммуникация»
«Художественное творчество» Воспитатель: Ребята, что мы сегодня планировали узнать? Мы справились с этой задачей? Что еще о вулканах вы хотели бы узнать? О чем вы хотели бы поговорить на следующем нашем ученом совете?
Дети давайте зарисуем вулкан.
Дети рисуют вулкан, отправляют в копилку знаний о вулкане.
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционально-го состояния, обсуждение особенностей индивидуаль-ной и совместной работы.
Оформление выставки творческих работ. Высказываются по поводу полученной информации; качества выполненной работы и воплощения собственного замысла; своего эмоционального состояния. Зарисовывают вулкан. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформиро-ванность элементар-ных навыков.
Творческая выставка «Огнедышащие горы»