Маргарита Карасева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная к школе группа
Составила и провела: Карасева Маргарита Геннадиевна
Цель: Познакомить детей с природным явлением—вулканом, причиной его извержения, развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, развивать аккуратность, взаимопомощь.
Материал: картинки с изображением вулкана, поддоны, макеты гор; сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, альбомный лист, мелки, чайные ложки, пипетки.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Изготовление макетов гор (демонстрационный и индивидуальный на каждого ребёнка).
2. Знакомство с минералами, профессией - геологи.
Ход:
Дети проходят, садятся на стулья. Входит дедушка «Знай».
Д. «Знай»- Здравствуйте ребята, меня зовут дедушка «Знай», я принес вам письмо, которые мне прислали геологи. Вы знаете кто такие геологи? Правильно, это люди, которые ищут полезные ископаемые. Сейчас мы посмотрим, что в нём. Это фотографии. Скажите, что изображено на них? Правильно - это вулкан. Ребята, а вы хотите узнать, как извергается вулкан?
Сначала я расскажу вам легенду. «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу,раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает»- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами». Давайте с вами рассмотрим, как выглядят вулканы сверху. Какой формы вулкан? (ответы детей)
Д. Знай: Правильно, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание, если смотреть сверху, что можно увидеть?
Д - Большую яму, чашку, воронку.
Д. Знай: Это часть вулкана называется кратером. Это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато-оранжевая пасть. Она называется жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая по жерлу вулкана, называется лавой. Она доходит до кратера и выходит на поверхность, остывая, она затвердевает. Обычно лава движется достаточно медленно, поэтому у людей есть время спастись.
И сейчас на Земле есть вулканы. Они бывают трех видов : потухшие, спящие- которые могут в любой момент взорваться огненной лавой и действующие- извергающие фонтаны брызг горячей лавы. В нашей стране тоже есть вулканы. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах (показывает на карте)
Физминутка :
Мы устали, засиделись
Нам размяться захотелось
То на стенку посмотрели,
То в окошко поглядели,
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Приседать не торопись,
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Д. Знай: Ребята, хотите увидеть извержение вулкана? Давайте попробуем это сделать. Для этого нам понадобятся конусы,бутылочки, сода, красная сухая краска, моющая жидкость. А теперь внимание-эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) Правильно - это уксус и его наливать можно только взрослому.
Мы помещаем в банку одну чайную ложку соды,немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. И я добавляю 5 капель уксуса. Что вы наблюдаете? Как я изготовил лаву? (ответы детей)
Д. Знай: А сейчас этот эксперимент вы повторите. Детям предоставляется возможность самим приготовить состав для лавы, но уксус добавляет воспитатель.
Д. Знай: Ребята, а давайте зарисуем извержение вулканов и пошлём нашим знакомым геологам.
Дети, рисуют вулкан и показывают свои рисунки Д. Знаю.