Оксана Шелкопляс
Конспект НОД в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана.
Задачи:
1. Продолжать развивать навыки исследовательской деятельности, желание заниматься ею
2. Расширять представления о явления природы, строении земной коры.
3. Углублять представления о свойствах объектов неживой природы.
4. Формировать умение делать выводы.
5. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам, формировать чувство взаимоуважения, умение считаться с интересами других.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Как происходит извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Ход НОД.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем знакомиться с нашей планетой, ее строением, и поэтому снова будем работать в лаборатории " Почемучка", чтобы сделать для себя интересные открытия.
Я знаю, что вы очень любите наблюдать за явлениями природы. А какие именно явления природы вы любите наблюдать? (картинки)
Ответы детей (снегопад, листопад, гроза, туман, ветер, град)
Я приготовила для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать весной, летом, и осенью? Ответы детей.
Если дети затрудняются, педагог использует загадку
Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это … (Дождь)
-Правильно! Но говорить сегодня мы будем не о дожде. А о чем? Я вам загадаю вторую загадку, а вы постарайтесь её отгадать :
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
В: -Правильно! И будем мы сегодня говорить о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана». Хотите отправиться в сказочную страну «Вулканию»?
Ответы детей
В: Но, чтобы отправиться в сказочную страну,что нам понадобится?
Ответы детей
В: Верно! Волшебный паровозик! Но чтобы он нас туда отвёз, что нужно знать?
Ответы детей
В: Правильно! Волшебные слова: «Загудел паровоз и вагончики повёз. Ча- ча-чу-чу - далеко я покачу»
Вот мы с вами и приехали в страну «Вулканию»
- Вспомните, пожалуйста, что такое - вулкан?
ДЕТИ: Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
Ребята, а кто изучает богатства Земли?
Ответы детей (геологи, учёные)
В: -Верно! Ученые-геологи еще не могу до конца узнать, что находится в недрах земли. Сегодня они могут судить об этом по вулканическим выбросам. Хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана.
Послушайте интересную легенду.
«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.
- А давайте посмотрим мультфильм про вулканы. Вспомним, какие вулканы мы знаем. (Дети подходят к компьютеру и на мониторе смотрят м/ф.)
Мы с вами просмотрели мультфильм, давайте обсудим его?
- С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)
- Что происходит дальше? (взрыв, лава)
- Как растекается лава?
- Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …
- Какие бывают вулканы?
Ответы детей: действующие, спящие и потухшие.
ФИЗМИНУТКА.
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
В:- Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляю…
- Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дыра). Вулкан конусообразной формы.
Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.
Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.
В: - Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре или дома перед телевизором. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив его, чем мы сейчас и займёмся, но чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
- Надо работать аккуратно:
ничего не брать в рот- символ
осторожно насыпать соду – символ
осторожно наливать моющее средство - символ
осторожно наливать уксус 9% - символ (только взрослые)
использовать салфетку- символ
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
На столе, на подносе стоит макет вулкана. Дети встают вокруг стола. Вначале объяснить детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказать как он опасен. Затем, предложить детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта.
Последовательность проведения эксперимента.
Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.
Второй ребенок: налить полстакана воды.
Третий ребенок: добавить в нее чайную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.
Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
Я добавляю в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливаю полученную смесь в жерло вулкана (сода).
Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
В: - Ребятки! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт? Что у нас получилось? Как извергается наш вулкан?
Ответы детей
В: - Ребята, скажите, что вам понравилось сегодня на занятии? Что вы узнали нового о вулканах?
Ответы детей.
В: - Большое вам спасибо за работу. Наше занятие окончено.
Все аплодируют друг другу.