ИРИНА КАРБАИНОВА
Технологическая карта НОД «Комнатные цветы» для детей 5–7 лет
Технологическая карта
Карбаинова Ирина Сергеевна МБОУ НШДС №17, п. Солзан, Слюдянского р-она, Иркутской области, 2022 год.
Тема: обобщение представлений о комнатных растениях, и условиях необходимых для их произрастания. Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Группа: старшая разновозрастная (5-7 лет).
Публикация «Технологическая карта НОД „Комнатные цветы“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Цель: расширение представлений о комнатных растениях и условиях необходимых для их произрастания.
руппа: средняя
Тема: Уход за растениями
Цель: формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков практической
экологически -ориентированной деятельности.
Программные задачи:
1. Учить ухаживать за комнатными растениями, поливать из лейки.
2. Развивать аккуратность при работе с водой, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки.
Задачи занятия:
• Обучающая: извлекать необходимую информацию из памяти, отвечать на вопросы проблемного характера, обсуждать и описывать комнатное растение, его строение, внешний вид, замечать его особенности;
• Развивающая: анализировать и обобщать информацию о комнатных растениях;
• Воспитательная:
- осознавать ценность взаимодействия в группе при выполнении совместной работы;
- проявлять эмоциональную отзывчивость и эстетическое отношение к образам природы:
- выражать личное отношение к содержанию занятия;
Словарная работа: Цветущее, вьющееся, прожилочки.
Планируемые результаты: осознание и формирование отношения к комнатным цветам, как к живым объектам.
Подготовительная работа: систематический уход за комнатными растениями.
Материалы и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, схема - таблица, комнатные растения (герань, фиалка, кактус, традесканция, оксалиус, альбомные листы и наборы цветных карандашей по числу детей.
№ Этап занятия Действия
воспитателя Действия детей Время
1 Этап. Мотивационно-побудительный
1 Создание проблемной ситуации Педагог вносит в группу новое комнатное растение Оксалис (кислица). Ребята, что у меня в руках? Кто знает? У кого дома есть такой цветок, может, кто то из вас его уже встречал? Как называется этот цветок? Он называется «Оксалис», это научное название, а в народе его называют бабочкой, клевером счастья, как вы думаете почему? Еще этот цветок называют кислицей, потому что стебли этого растения имеют кислый вкус. Но мы пробовать его не будем. Мы с вами его рассмотрим, понаблюдаем за ним.
Какой этот цветок? Что у него есть? Правильно, у него нет одного стебля, каждый листик растет на отдельном стебельке. Значит у него много (стебельков) и много (листьев). А какие необыкновенные у него листья! Они разделены на части, на сколько частей? Правильно, на 3, иногда на 4 части. Цвет одинаковый и у стебельков и у листьев. Как бы вы назвали этот цвет? Да, ближе к фиолетовому цвету, но цвет этот неоднородный, по краям темнее, к центру листика – светлее.
У него есть цветочки, их много, каждый на отдельной, тонкой ножке. У цветка цвет намного светлее, как бы вы назвали этот цвет, да, соглашусь с вами, этот цвет можно назвать розовым. Точнее не сам цветок розовый, а его прожилочки и края розовые (прожилочки, на что похожи – это как будто ниточки другого цвета). Ребята, оксалиус красивый цветок? Кому из вас он нравится? Рассматривают комнатное растение, рассуждают, отвечают на вопросы.
2 - 3 минуты
2 Целевая установка
Ребята, а другие комнатные растения вам известны? Они красивые? Какие из них вам нравятся? Да, много комнатных растений вам известно, а какой же из них самый красивый? Как же определить?
Давайте, наш оксалиус сравним с другими комнатными растениями из нашей группы, и решим, какой из цветов самый красивый? Хотите? Как вы думаете, просто будет решить, какой цветок самый красивый? Давайте попробуем! Называют комнатные цветы. Эмоционально откликаются на предложения педагога.
1-2 минуты
3 Мотивирование к деятельности (надо – хочу -могу)
Я приглашаю вас к нашему круглому столу. Посмотрите, какие комнатные растения стоят на столе? (герань, фиалка, кактус и традесканция, рядом педагог ставит оксалиус). Кто помнит, как называются эти растения? Каждое растение по своему красиво. Рассмотрим, полюбуемся на них.
У каких из этих растений есть цветы? Как можно их назвать одним словом - цветущие растения – потому, что у них есть цветы. А какое из этих растений можно назвать вьющимся? Почему? Какое их этих растений похоже на Ежика? Как мы можем его назвать?
Ребята, все ли эти растения можно назвать комнатными? Почему? Смогут ли эти растения выжить вне этой комнаты, например, на улице? Что с ними может случиться? Да это комнатные растения и сами по себе они не выживут. За ними надо ухаживать. Кто знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Мы помним с вами правило, уважать друг друга, отвечать по очереди, внимательно слушать ответы друг друга.
Молодцы ребята! Все правильно сказали. А вот еще вам вопрос – эти цветы – живые? Почему? Верно, они растут, цветут, пьют воду, получают питательные вещества, мы даже можем подкормить их с помощью удобрения. А что же цветам еще нужно для того, что бы расти и быть здоровыми (если дети затрудняются, взять любой цветок, поставить на пол, в тень). Верно, растениям нужно солнышко, цветы, как и вы, любят солнышко! Вы сможете жить без солнца? Вот и растения, без солнышка не вырастут, а будут хилыми, слабыми и даже могут погибнуть!
А еще, оказывается, растения любят, когда с ними ласково разговаривают. Вот вам ребята приятно, когда с вами разговаривают ласково? А когда с вами грубо разговаривают? Вот и цветы все чувствуют. Не верите?
Тогда приглашаю вас к экрану (видеоролик о том, как одно растение хвалили, а другое ругали).
Ну, как? Давайте с вами тоже поговорим с нашими растениями. Как мы будем говорить? Говорить ласково или ругать? Как мы можем ласково назвать кактус? А герань, а остальные цветы? Какие еще ласковые слова мы можем с вами сказать цветам? Давайте похвалим их? Ведь они у нас такие красивые и приносят нам пользу!
Какую пользу они нам приносят? Да, ребята, цветы помогают насыщать воздух кислородом, и радуют нас своим красивым видом.
Кто хочет похвалить цветок? (если дети затрудняются, педагог показывает им пример).
Молодцы ребята. Думаете, нашим цветам понравились ласковые слова? Я с вами согласна, наши цветочки очень довольны. Вон, какие они радостные и довольные!
Я предлагаю немножко поиграть с пальчиками!
Пальчиковая гимнастика
На столе у нас цветы (пальцы растопырены)
Небывалой красоты (сжимаем, разжимаем кулачки)
Цветочков наших ровно 5 (ладони вместе)
Ты сам их можешь посчитать (ладони вместе, пальчики хлопают)
Раз – кактус, два герань, третий в ряду – оксалиус, четыре – традесканция,
Последняя у нас фиалочка красавица (загибаем пальцы).
Все цветы красивы, полюбуйся ими! (сжимаем, разжимаем кулачки). Рассматривают комнатные растения.
Знакомятся с новыми понятиями: цветущее растение, вьющееся растение.
Рассуждают, сможет ли комнатное растение выжить на улице.
Рассказывают, как нужно ухаживать за комнатными цветами.
Смотрят видеоролик, делятся впечатлениями.
«Ласково» называют цветы, говорят с ними добрыми словами, «хвалят» цветы».
Рассуждают, о том, какую пользу приносят комнатные растения.
Выполняют пальчиковую гимнастику. 5 – 7 мин
2 Этап. Организационно-поисковый (деятельностный)
4 Проектирование решений проблемной ситуации
Ребята, так какой же цветок самый красивый? Попробуем определить? Для этого, предлагаю вам разделиться на пять групп, у нас ведь пять цветов. Каждая группа выбирает себе цветок, и рассказывает о нем. Группа должна подробно рассказать о своем растении и постараться доказать, что выбранный вами цветок – самый замечательный, самый красивый. Что бы вам было удобно, предлагаю вам вот такую схему. Делятся на группы, знакомятся со схемой. 15 -18 мин
5 Выполнение действий (заданий)
Давайте с вами разберем эту схему. Из скольких частей она состоит? Верно, в схеме 6 квадратов. В первом квадрате, мы с вами видим, цветочный горшок с вопросительным знаком. Как вы думаете, что этот символ может означать. Верно, название цветка. Во втором квадрате, что мы видим? Стебель и снова вопросительный знак. Верно, есть ли у цветка стебель или их нет или их несколько. А в углу этого квадрата маленькая радуга – верно, мы должны определить цвет стебелька, если он есть. Следующий символ листик, и снова радуга, кто догадался? Далее цветок и радуга. Молодцы, ребята! А это что за символ – солнышко с вопросительным знаком – любит ли цветок яркое солнце или рассеянный свет. То же самое с символом лейки – любит ли растение обильный полив или его нужно поливать редко. После всех квадратов схемы стоим вот такая замечательная геометрическая фигура. Кто знает, как она называется? Верно многоугольник. У этой фигуры много углов, и она предлагает рассказать, чем же вам нравится этот цветок, какие у него достоинства, почему вы можете назвать этот цветок красивым, или быть может даже полезным? Схема всем понятна? Выбираем цветы и готовимся в группах к ответам. Рассматривают, обдумывают схему.
Работают в группах, готовят ответы.
Ответы групп.
3 Этап. Рефлексивно-корригирующий
6 Анализ результатов деятельности
Спасибо всем ребятам! Ваши ответы были замечательными! Вы так подробно и красиво рассказали нам о комнатных растениях! Так какой же вывод мы с вами сделаем? Какой цветок самый красивый? Одному нравится один цветок, другому другой, как же решить, какой цветок самый красивый? Я с вами соглашусь, невозможно выбрать самый красивый цветок, каждое растение по своему красиво! Каждому из вас нравится, какой то цветок, одному фиалка, другому кактус.
На столах у вас цветные карандаши и листы бумаги с цветочным горшком. Но этот горшок пустой. Нарисуйте тот цветок, который вам нравится, тот, который вы считаете самым красивым, самым замечательным. Рассуждают, приходят к выводу, что все цветы красивы, невозможно выбрать из них какой то один – самый красивый.
Рисуют цветок.
6 - 8 мин.
7 Подведение итогов
Замечательные цветы у вас получились, целая выставка комнатных цветов. Ребята, а дома вы помогаете родителям ухаживать за комнатными цветами? О чем вы расскажите сегодня родителям? А в группе будите разговаривать с нашими цветами? О чем вы с ними будите говорить? Молодцы, ребята, будем вежливыми и ласковыми не только с людьми, но даже и с растениями! Рассуждают, эмоционально откликаются, подводят итог - осознание и формирование отношения к комнатным цветам, как к живым объектам. 1 - 2 мин.