Потупало Илона
Технологическая карта логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях»
Технологическая карта занятия
Образовательное учреждение МБОУ СОШ №7 г. Ноябрьска
Учитель - логопед Потупало Илона Леонидовна
Класс 1 (первый этап обучения)
Логопедическое заключение ФФНР
Тип занятия Повторение, систематизация и закрепление учебного материала.
Форма занятия Индивидуальное (логопедическое занятие)
Публикация «Технологическая карта логопедического занятия „Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Тема Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.
Цель Автоматизировать правильное произношение звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.
Задачи Образовательные:
• формировать умение чётко и правильно произносить звук [р];
• закреплять понятия «звук» и «буква»;
• закреплять знания о механизмах образования звуков;
• совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
• способствовать развитию самостоятельности в различных заданиях;
• развивать фонематическое восприятие и слух.
Коррекционно-развивающие:
• развивать умение грамотно, точно и четко выражать свои мысли;
• развивать умение обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;
• развивать внимание, память, мышление;
• расширять и уточнять словарный запас;
• развивать связную речь;
• развивать пальцевую и артикуляционную моторику.
Воспитательные:
• воспитывать самоконтроль над речью, самоанализ собственных ответов;
• воспитывать самостоятельность, ответственность;
• создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Методы обучения Беседа, чтение, ответы на вопросы, самостоятельная работа.
Формы работы Индивидуальная
Ресурсы Индивидуальное зеркало, карточки с изображением органов артикуляции, касса букв и слогов, фишки для звукового анализа, предметные картинки, мяч, ноутбук.
Планируемые результаты:
предметные метапредметные личностные
• формирование умения правильно произносить звук [р];
• формирование фонематического восприятия;
• формирование звуко-слогового анализа и синтеза;
• составление словосочетаний. • ориентироваться в своей системе знаний;
• уметь делать анализ учебного материала;
• высказывать свое предположение;
• работать по предложенному плану, инструкции. • устанавливать общие для всех правила поведения;
• оценивать усваиваемое содержание учебного материала;
• учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать свою работу и оценивать.
Организационная структура логопедического занятия
Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Деятельность
учителя-логопеда Деятельность обучающегося
I этап- Мотивации
3 мин. Показ образца выполнения упражнения Приветствие учителя-логопеда.
- Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик».
Выполняет артикуляционную гимнастику.
II этап-
Актуализации знаний
5 мин. Практические Формулировка темы занятия.
-Сегодня мы будем продолжать учиться правильно, красиво и четко произносить звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
- Давай выберем карточки, которые показывают правильное положение органов артикуляции при произношении этого звука.
- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?
- Воздух выходит свободно изо рта? Есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук [р] – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.
-А теперь давай дадим характеристику звуку [р] :
- Согласный, потому что есть преграда – зубы.
- Твердый (кулачок).
- Звонкий, потому что есть вибрация.
- Звук «р» - согласный, твердый, звонкий.
Звуковые дорожки – произнесение звука длительно, обводя пальцем круги на рисунке.
Знакомство с буквой «Р».
-У каждого звука есть своя буква, посмотрите, у звука «Р» тоже есть свой письменный знак - своя буква «Р», букву мы видим и пишем.
-Буква «Р» похожа на флажок, топор.
Анализирует артикуляцию звука, подбирая нужные карточки; даёт характеристику звуку.
Произносит длительно звук, обводя пальцем круги.
Сравнивает букву с предметами, прописывает буквы пальцами по шершавой поверхности.
III этап-
Практическая деятельность
8-10 мин. Практические: устные, аналитико-синтетические Игра «Запомни и повтори» (воспроизведение слоговых рядов)
- Прослушай слоговые цепочки, запомни их и повтори:
РА – РА – РО РО – РО – РУ
РА – РО – РЫ РО – РУ – РЭ
РА – РО – РУ - РЫ РО – РУ – РА - РЫ
РУ – РО – РА - РУ РО – РУ – РЫ - РЭ
Игра «4-й лишний»
- Назови картинки, определи, какая из них лишняя? Объясни, почему ты так решил.
(Помидор, морковь, смородина, крыжовник, малина. Лишняя – малина, потому что нет звука [р]).
- Подбери признаки к этим предметам, расскажи, какие они.
(Красный помидор, оранжевая морковь, чёрная смородина, розовый крыжовник).
Игра «Буквы рассыпались»
- Буквы одного из этих слов рассыпались, попробуй догадаться, что это за слово и сложить его (Слово КРЫЖОВНИК)
Звуковой анализ слова
- Сколько в этом слове гласных? Назови их. Согласных? Назови их. Сколько слогов? Почему? Как можно определить количество слогов в слове?
- Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов!
Чистоговорки с подсказками (картинками)
- Подскажи в конце чистоговорки слово в рифму, тебе в этом помогут картинки, затем повтори чистоговорку целиком.
РА-РА-РА - у мышонка ест нора
РО-РО-РО - у Ромы новое ведро
РУ-РУ-РУ - быстро скачет кенгуру
РЫ-РЫ-РЫ - в лесу летают комары
ОР-ОР-ОР – в поле мухомор
АР-АР-АР - мы купили самовар
ЫР-ЫР-ЫР - мы едим сыр
Воспроизводит слоговые ряды.
Отвечает на проблемные вопросы. Определяет позицию звука в слове, выделяет лишнее слово, подбирает слова-признаки к словам-предметам.
Составляет из предложенных букв слово.
Выполняет звуковой анализ слова, делит слова на слоги, ставит ударение.
Повторяет чистоговорки, подбирая слова в рифму.
IV этап-
Физминутка
3-4 мин. Показ образца выполнения упражнения Физминутка с мячом «Замени первый (последний) звук в слове на звук [р], назови получившееся слово» Выполняет физминутку.
V этап-
Закрепления, проговари-вания во внешней речи
5-6 мин. Практические: устные, аналитико-синтетические Интерактивная развивающая игра-бродилка на звук [р] «Приключения Буратино» в игровой студии «Мерсибо» с использованием ИКТ.
Выполняет интерактивные задания на компьютере.
V этап-
Поведение итогов. Рефлексия
1-2 мин. Практические: устные, аналитико-синтетические Подведение итогов занятия.
-Какую тему мы сегодня изучали?
- Какие задания мы сегодня выполняли?
- Что запомнили?
- Что понравилось на занятии?
- Что получилось, а над чем еще нужно поработать? Отвечает на вопросы.
Оценивает свою работу на занятии.