Елена Родионова
Технологическая карта и презентация по обучению грамоте «С чего начинается общение?», 1 класс, УМК «Перспектива»
▼ Скачать + Заказать документы
Родионова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей имени Ивана Ивановича Федунца» г. Узловая
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе, умк «Перспектива»
Целевая аудитория - 1 класс
Тема урока: «С чего начинается общение?».
Публикация «Технологическая карта и презентация по обучению грамоте „С чего начинается общение?“, 1 класс, УМК „Перспектива“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Цели: 1) познакомить с произведениями детских поэтов и писателей, посвящёнными теме вежливого общения; приобщать к чтению для интереса и для получения необходимой информации; формировать представление о доброжелательном общении на основе художественно-образного восприятия художественных текстов.
2) развивать познавательную активность, речь обучающихся, умения работать с текстом, учить понимать его основную мысль.
3) воспитывать доброжелательное отношение к людям, умения соблюдать правила вежливости при общении с людьми.
Предметные результаты:
Чтение текста целым словом; анализ текста с извлечением необходимой информации, выразительное чтение произведения при повторном прочтении, передача своего отношения к героям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: освоение способов оценивания результата своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом.
Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию; разыгрывание диалогов, осмысление целей общения собеседников и уровня их культуры.
Коммуникативные: формирование культуры общения, умения сотрудничать при работе в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
Способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения : учебник «Азбука», 2 часть, Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева, тренажёр, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.
Технология : развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приё мы:
чтение с остановками;
обращение к личному опыту учащихся;
прогнозирование по названию;
кластер; синквейн;
использование «толстых» и «тонких» вопросов
приём «я возьму тебя с собой»
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Орг. момент. Настрой на урок.
Цель:
Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне
- Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Ну, ребята, был звонок.
Начинается урок.
Повернитесь все назад,
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь!
- Начинаем урок литературного чтения. Я от всей души желаю вам удачи! (слайд)
Включаются в учебную деятельность, настраиваются на деловой ритм. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
2. Актуализация знаний.
Цель: Повторение тех знаний, которые будут нужны в течение урока. -Какая работа нас ждёт на уроке?
-Итак, начинаем этап «Повторялочки» - работаем в тренажёре. Урок открывает читательская пятиминутка.
-А зачем нам нужна читательская пятиминутка?
(слайд)
-Работа с текстом
В одном лесу жил медвежонок Гоша. И был он ужасно невежливым. Обижал других медвежат, грубил взрослым.
Как-то раз тётушка Лиса задумала испечь печенье и угостить им лесных ребят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно. Идёт она по лесу, да и не заметила, как ей навстречу из-за кустов выбежал Гоша. Он толкнул тётушку так, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, Гоша побежал дальше. Тётушка Лиса покачала головой, и тут пришла ей в голову мысль, как проучить и научить Гошу.
Пришла тётушка домой, испекла много печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну!». Вечером собрались лесные ребята, Лиса угостила их, а Гоше ничего не дала.
-Где моё печенье? Почему мне не дали?-кричал Гоша.
- Прочитали? Молодцы! А теперь я возьму вас с собой, если вы скажете, что прочитали? (слайд)
- Я возьму вас с собой, если ответите, что такое текст?
-Я возьму вас с собой, если вы назовёте, какие задания можно придумать к тексту?
- Придумайте заглавие.
- Назовите тему текста.
- Давайте составим «тонкие» вопросы к тексту. Откуда будем брать на них ответы?
Как мы составим ответ на «толстый вопрос»?
-Я читаю отрывок, а вы составляете «тонкий» вопрос. Договорились? (слайд)
а) В одном лесу жил медвежонок Гоша. И был он ужасно невежливым. Обижал других медвежат, грубил взрослым.
б) Как-то раз тётушка Лиса задумала испечь печенье и угостить им лесных ребят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно.
в) Идёт она по лесу, да и не заметила, как ей навстречу из-за кустов выбежал Гоша. Он толкнул тётушку так, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, Гоша побежал дальше.
г) Тётушка Лиса покачала головой, и тут пришла ей в голову мысль, как проучить и научить Гошу.
д) Пришла тётушка домой, испекла много печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну!».
- Составьте толстый вопрос к тексту, и этот вопрос должен быть о Гоше.
-Молодцы! Вы прекрасно справились с этапом «Повторялочки»! -Повторим то, что уже изучили.
-Откроем для себя новые знания
-Будем проверять свою работу и работу товарищей
-Будем выполнять различные задания.
Формулируют ответы на вопрос.
-Научиться читать быстро, плавно, выразительно; уметь отвечать на вопросы по тексту.
Дети читают «птичьим базаром» текст в тренажёре.
Игра «Я возьму тебя с собой»
Дети отвечают на вопросы учителя.
Ответы на тонкие вопросы нужно брать из текста.
Ответ нужно придумать самим.
Учащиеся формулируют тонкие вопросы, опираясь на прочитанный текст.
-Учащиеся формулируют вопрос с опорой на развёрнутый ответ.
- Вы сказывают предположения о заглавии текста.
Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель:
Определение темы и задач урока.
Корректировка темы и целей учебного занятия.
Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий - Ребята, а как помочь Гоше стать другим? Давайте возьмём его с собой на урок. Чему мы его научим?
- Кто назовёт тему урока? Давайте проверим свои предположения в учебнике на с. 82. (слайд)
(на доске открывается надпись «С чего начинается общение?»)
- Какие задачи поставим перед собой?
- А ещё мы составим кластер с этим важным в жизни человека словом-общение.
Дети предлагают варианты помощи Гоше, формулируют тему урока, называют учебные задачи, которые поставят перед собой, узнают о задании на урок. Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов; умение работать в паре, группе, умение сотрудничать с участниками образовательного процесса, умение вести диалог;
познавательные:
самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели и задач.
4. Работа над темой урока.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
Определить характерные признаки вежливого общения, узнать основные принципы человеческого общения, научиться вести себя в соответствие с нормами человеческого общежития.
Первичное усвоение нового материала
- И помогут нам в этом замечательные учителя. Я думаю, что первого вы узнаете с лёгкостью. (слайд)
-Играем в игру «Доскажи словечко»
Я: «Наша Таня громко плачет…
Дети: «Уронила в речку мячик!»
Я: «Зайку бросила хозяйка…»
Дети: «Под дождём остался зайка»
Я: «Уронили мишку на пол…»
Дети: «Оторвали мишке лапу»
-Итак, наш первый учитель…. Агния Львовна Барто.
-Прочитайте название стихотворения. О ком так говорят «добрая душа» ?
-Кто желает прочитать стихотворение?
- Понравился вам герой? Поработайте в паре: выберите слова, относящиеся к герою.
(слайд)
- Что вы видите на иллюстрации такого, что позволяет сказать, что этот Вовка именно такой? Найдите доказательства в тексте.
- Давайте начнём составлять кластер «С чего начинается общение?»
-Что же говорил Вовка всем?
-Так с чего начинается общение?
-А что Вовка показывает руками?
- Какое у него личико? Что у него играет на лице?
-Какое настроение у Вовки?
Включаются в учебную деятельность: вспоминают стихотворные строчки из произведений А. Л. Барто.
Учащиеся выбирают слова, характеризующие образ героя: счастливый, грубый, радостный, весёлый, грустный, внимательный.
Ответы детей:
- С добрым утром!
-С приветствия (слово отправляем в кластер)
-Жест «Он всем рад!» (жесты –в кластер)
-Личико доброе, на лице улыбка. (в кластер-мимика, улыбка)
-Хорошее, весёлое (в кластер-хорошее настроение) Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Познавательные :
- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения;
Личностные: самоопределение.
Физминута.
Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся.
-А сейчас давайте вместе с Гошей поиграем: я буду говорить вам команды, а выполнять вы будете только те, в которых есть вежливые слова. Будьте внимательны!
-встаньте, пожалуйста, (слайд)
-поднимите руки,
-подпрыгните, пожалуйста,
-будьте добры, похлопайте в ладоши,
-потопайте,
-будьте так любезны, поморгайте 5 раз,
-тихо сядьте,
-тихо сядьте, пожалуйста.
Дети выполняют упражнения в соответствии с условием физминутки.
Первичное усвоение нового материала
Следующий наш учитель хороших манер –это С. А. Иванов. (слайд)
Учитель использует алгоритм вопросов:
- Посмотрите на иллюстрацию. Можно ли назвать героев иллюстрации вежливыми детьми? Почему вы так решили?
-Прочитайте «птичьим базаром» его рассказ «Разговор про вежливость».
- Получился ли у ребят вежливый разговор?
- Вернё мся к иллюстрации: что видите на иллюстрации? Что вы видите такого, что позволяет так сказать?
-Какая форма речи используется в рассказе?
-Назовите участников диалога.
-Знают ли они слова вежливого общения?
Что о поступках детей вы прочитали такого, что позволяет вам это сказать? (Как разговаривала Лиза? Как обратился к ней Олег)
- В общении с одноклассниками всегда ли вы сдержаны, воспитаны, говорите, не оскорбляя другу друга?
Моё вам пожелание: постарайтесь быть в общении вежливыми. Знать правила вежливости недостаточно, надо уметь применять в жизни.
-Давайте добавим слова в кластер!
Учащиеся рассматривают иллюстрацию, по мимике лиц определяют манеру общения.
Дети анализируют рассказ, опираясь на иллюстрацию.
Учащиеся называют две формы речи: диалог, монолог.
Делают выводы о характере героев.
Стараются дать искренние ответы.
Слушают пожелания учителя.
-Не кричать, не обзываться,
быть доброжелательными
Первичное усвоение нового материала
Следующего учителя на уроке вы узнаете легко и просто: он познакомил детишек с такими (слайд)
замечательными героями как Винни-пух и все-все-все, с Мэри Поппинс, с Питером Пэном, с Алисой из Страны чудес. Он с удовольствием приглашает детей в свою «Вообразилию» !
- Наш следующий учитель….
- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о чём будет содержание стихотворения.
-Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Верны ли ваши предположения? Можно ли назвать эту встречу приятной?
- Кто главные герои произведения?
- Знаете ли вы значение этих слов? Кто такой Бука? Кто такой Бяка? Расскажите. Изобразите!
- Найдите на иллюстрации Буку и Бяку. Объясните свой
выбор.
- Состоялся ли разговор между героями? Докажите строчками из текста.
-Интересно, а можно назвать эту встречу приятной, если смотрят на тебя «букой»?
- Так как нужно себя вести, чтобы встреча была приятной?
Дети называют автора:
Борис Владимирович Заходер.
Отвечают на вопросы учителя.
Бука – это обидчивый человек, молчаливый.
Бяка – это вредина и злюка.
Показывают мимикой Буку и Бяку.
Работают с текстом: выборочное чтение.
-Начало общения не может быть приятным без мимики, жестов, вежливых слов приветствия, доброжелательного тона.
Физминутка для глаз
Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся. Пожалуйста, закройте глаза, посидите в тишине, резко откройте, посмотрите вверх, вниз, на окно, на дверь, стряхните усталость. Учащиеся выполняют упражнения по заданию учителя.
Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся
- Обратимся к кластеру ещё раз : так без чего невозможно приятное общение? (слайд)
-Как вы думаете, медвежонок Гоша понял как нужно себя вести?
- Давайте для него составим синквейн о вежливости.
1. Вежливость.
2. Волшебная, ненужная, добрая, грубая.
3. Радует, злит, помогает, мешает, уважает.
4. Вежливость украшает любого человека.
Грубость помогает приятно общаться.
Доброе слово и кошке приятно.
5. Смысл жизни, доброта души, уважение к людям, грубое поведение.
Работа в группах (дети выбирают из набора слов только те, которые характеризуют вежливость)
5. Рефлексия учебных знаний.
Цель:
- Оценить результаты собственной деятельности;
- Осознание метода построения границ применения нового знания.
- Подвести итог изученному материалу.
Чтение на слайде:
Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтобы они относились к тебе.
– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
- Вежливость для человека-это как солнышко для земли. Давайте мы оценим себя: если этот урок принёс вам пользу, и вы можете похвалить себя за помощь на уроке, то распустите свои пальчики как солнышко; кто задумался над тем, как нужно себя вести, каким нужно становится, кто пообещает себе, что будет лучше, кому помог этот урок, тот поднимет сжатый кулачок, кто считает, что урок не принёс никаких результатов, тот сидит сложа руки. Оцените себя!
– Спасибо за урок! (слайд)
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия; формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Личностные: смыслообразование.
.