Лариса Муратшина
Информационная карта НОД по подготовке к обучению грамоте «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, а, прежде всего, в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности. Такие, как творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Преподнести малышам жизненные ценности и помочь усвоить азы грамоты помогает литература. Литературные произведения- кладезь для изучения основ грамоты. Не стоит торопить ребенка усвоить эти знания, а нужно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы. Наряду с обучением грамоте предшкольная подготовка в значительной степени включает игру, изобразительную и музыкальную деятельность, двигательную активность, что способствует, прежде всего, общему развитию ребенка, в том числе эмоциональной сферы, сохраняет у детей здоровье, интерес к дальнейшему обучению в школе.
Публикация «Информационная карта НОД по подготовке к обучению грамоте „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Данное занятие способствует общеречевому развитию детей, помогает овладеть богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку.
Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) : образовательная область «Речевое развитие».
Тип НОД: закрепление пройденного материала, формирование новых знаний.
Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Форма проведения НОД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и приё мы:
- словесный, наглядный, игровой, ТРИЗ, эмоциональный, познавательный, продуктивно-практический, репродуктивный, социальный, самоконтроля, проблемно-поисковый, эвристический (метод открытий);
- ситуации занимательности и новизны, выполнение заданий на смекалку.
Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная, ТРИЗ (частично, здоровьесьеберегающая, развивающего обучения.
Предварительная работа: знакомство с творчеством писателя В. Катаева посредством чтения произведения «Цветик-семицветик».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: авторская мультимедийная презентация; проектор, компьютер, экран, музыкальное сопровождение НОД на электронном носителе (песня «Лети, лети, лепесток»); пособие с буквами «Цветик-семицветик»; демонстрационный материал «Разбор слова «роза», условное обозначение гласных и согласных звуков, предложений, смайлики.
Раздаточный: рабочие тетради Е. В. Колесниковой «От А до Я», цветные карандаши; карточки-квадратики для условного обозначения гласных и согласных звуков, ряд геометрических фигур и геометрические фигуры с буквами.
Тема НОД: «Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения»
Цели:
Обучающие :
• Познакомить со звуком «Р» и буквой «Р».
• Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характеристики звуков.
• Закреплять умение определять позицию звука в слове.
• Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, соотносить звуковую схему со словом.
• Упражнять в делении слов на слоги.
• Закреплять умение составлять предложения из заданных слов.
Развивающие:
• развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова, повышать интерес к рифме;
• Уточнять, обогащать словарный запас за счет слов со звуком р.
• Совершенствовать чувственный опыт детей в области родного языка.
• Упражнять в написании буквы.
• Развивать умение точно и полно отвечать на вопросы;
• Развивать умение проявлять внимание к прочитанной книге, к окружающей обстановке.
• Развивать логическое мышление, произвольное внимание.
Воспитательные:
• Формировать познавательный интерес к теме на основе понравившегося художественного произведения.
• Формировать положительную установку на обучение через участие в занятии.
• Воспитывать доброжелательность по отношению к людям
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) :
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- развита крупная и мелкая моторика; подвижен, владеет основными движениями;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Конспект НОД
по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
«Цветик – семицветик»
Ход занятия
Воспитатель.
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть- в хорошем настроении, энергичных, любознательных. Сегодня мы с вами будем заниматься грамотой, я хочу, чтобы вы хорошо подготовились к школе, а еще- чтобы наше общение принесло вам радость и добро. Давайте улыбнемся друг другу и гостям.
-Ребята, посмотрите, что за чудесный цветок появился у нас в группе (На слайде появляется изображение цветика-семицветика. В руках у воспитателя пособие- цветик-семицветик, на лепестках которого написаны гласные А,О,У,Э,Ы
-А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал? (дети отвечают)
-Да, конечно же, из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» (показывает книгу) Кто главная героиня сказки? (девочка Женя). Ребята, а кто помогал Жене в сказке? (В сказке Жене помогала волшебница). А хотите сами помочь девочке?
-Это не простой цветок, а волшебный. Что написано на лепестках? (буквы). Прочитайте их.
-А что мы произносим и слышим? (звуки).
-Напомните, что такое буквы и звуки. (Звуки — это то, что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем).
А как называются эти звуки? (гласные, потому что поются).
-Звуки, которые не поются и встречают на своем пути препятствие называются как? (согласные).
В середину цветка я поставлю букву Р, с которой мы сегодня позанимаемся.
Р- какой звук? (согласный). У мамы-буквы Р есть 2 сыночка- старший звук Р, и младший звук РЬ. Р- твердый, РЬ- мягкий.
Итак, мы поможем Жене исполнить ее желания. Давайте вспомним волшебные слова (вместе)
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Итак, (срываем первый желтый лепесток)
Задание 1. На лепестке написано:
Кто делает зарядку по утрам, тот букву Р легко покажет нам.
Одно лишь надо не забыть- какой руке согнутой быть.
Покажите, на что похожа буквы Р?
Вы умеете показывать букву Р. А сможете ее напечатать? Сядьте за столы, поработаем в печатных тетрадях.
Задание 1. Перед вами слоговые шарики. Напишите букву Р сначала по пунктирным линиям, а затем в каждом шарике самостоятельно. Прочитайте, какие слоги у вас получились. Попробуйте из них составить слова (рама, роза, рука, рыба).
Задание было трудное, но вы справились. Возьмем с собой наши шарики, они помогут выполнить следующее желание Жени.
А какое было второе желание? (Чтобы разбитая вазочка сделалась целой).
Задание 2. Давайте сорвем второй лепесток (красный- буква О) и поможем Жене исполнить второе желание. Назовите слово со слогом РО (роза). Разберем слово РОЗА.
Сколько звуков в слове? Какой звук первый? Второй? Третий? Четвертый? Составьте схему слова РОЗА с помощью условных обозначений.
-Как мы обозначаем в схемах гласные звуки? Согласные? (в схемах обозначаем гласные красным квадратом, а согласные- синим).
Самостоятельная работа детей за столами с раздаточным материалом и работа с демонстрационным материалом на доске.
Первый звук- какой? (Р-согласный)
Второй звук какой? (О- гласный)
Третий звук какой? (З- согласный)
Четвертый звук какой? (А- гласный)
Сколько слогов? (два)
-Проверьте свои схемы (самопроверка)
-Вы справились с заданием. Вот и второе желание Жени исполнилось, вазочка целая.
Задание 3. Какое было третье желание Жени? (Ей захотелось побывать на Северном полюсе). Давайте поможем осуществить ее желание. Женя с удовольствием сочиняла стихотворения. Мы ей в этом поможем.
Воспитатель читает начало чистоговорок, дети заканчивают, затем повторяют каждую хором.
Ра-ра-ра -собираться нам (пора)
Ро-ро-ро -на полу стоит (ведро)
Ры-ры-ры- слушай правило (игры)
Ри-ри-ри- прилетели (снегири)
Ре-ре-ре- стоит осень (в ноябре)
Ру-ру-ру- к слову рифму (подберу)
-Эти стихотворения называются чистоговорки. Кто скажет- почему они так называются? (учат чисто проговаривать звуки)
-Кто сорвет вот этот необычный лепесток? Он хочет проверить, знаете ли вы, что такое север, юг, запад, восток (Это стороны света). Вспомните наше занятие по карте и покажите направления (вверху -север, внизу –юг, слева- запад, справа- восток).
Выполнить физкультминутку нам помогут волшебные слова.
Физкультминутка (звучит припев песни «Лети, лети, лепесток»)
Лети, лети, лепесток (левой рукой волнообразные движения)
Через запад на восток (руки вверх и плавные наклоны влево и вправо)
Через север, через юг (не опуская рук наклоны вперед и назад)
Возвращайся, сделав круг (не опуская рук круговое движение туловищем)
Лишь коснешься ты земли (присесть,
Быть по-моему вели (правой рукой имитация броска)
Задание 4. Женя попала на Северный полюс. А какое четвертое желание было у девочки? (ответы детей)
Правильно, ей стало холодно, и она захотела вернуться назад. Срываем четвертый, зеленый лепесток. Слушайте задание: вы знаете, что такое предложение? (ответы- несколько слов, связанных по смыслу).
-Возьмем слова: мама, раму, мыла. Как соединить эти слова в предложение? (Мама мыла раму).
-Прочитайте задание 4 в печатных тетрадях ( Дети читают предложение: Мама мыла раму)
-Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Второе? Третье?
-Составьте схему предложения, обозначая каждое слово прямоугольником.
-Сколько слов в нашем предложении? (3) Какое первое слово? Второе? третье. Вот мы и помогли Жене вернуться обратно.
Задание 5. Кто сорвет оранжевый лепесток и вспомнит, что пожелала Женя. (Чтобы у нее были все игрушки, какие только есть на свете)
Оранжевый лепесток хочет, чтобы вы назвали игрушки, в которых встречается звук Р или РЬ в начале слова. В середине слова. В конце слова.
Дети выбирают из картинки на экране слова со звуком Р, РЬ в разных позициях.
Задание 6.
Воспитатель читает из книги:
- Игрушки были повсюду. Женя- в комнату, игрушки- за ней. Женя на балкон, игрушки- за ней. Женя на чердак, игрушки- за ней. Женя захотела, чтобы игрушки вернулись в магазин. Для этого она… ( дети продолжают: сорвала фиолетовый лепесток). Давайте поможем Жене- сочиним сказку.
На экране картинка
В одном городе жили – были мальчик и девочка. Они очень дружили. Мальчика звали так, что в его имени был звук (Р). Как его звали? (Рома). Девочку звали так, что в её имени был звук (РЬ). Как её звали? (Рита)
Ребята очень любили рисовать. Чем они рисовали? (карандашами, ручками, фломастерами, красками)
Ребята были какими? (дружными). Они вместе что делали? (играли, дружили и никогда не ссорились).
Задание 7
Воспитатель:
-Вдруг Женя увидела мальчика, он был болен и не ходил, а только сидел. Жене очень захотелось помочь мальчику, и она сорвала последний голубой лепесток. Давайте произнесем волшебные слова.
Дети. Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Воспитатель
-Велю, чтобы вы расшифровали слово.
Что вы видите на экране? (геометрические фигуры). Назовите их. (дети называют). В этих фигурах спряталось волшебное слово. Отгадка- в нижнем ряду. Расположите буквы из геометрических фигур в той же последовательности, что в верхнем ряду. И вы узнаете, что сделала Женя для больного мальчика
Дети работают в парах с раздаточным материалом (ряд геометрических фигур и буквы в геометрических фигурах. Выкладывают слово «добро»
-Вам понравилось заниматься? Что больше всего понравилось?
-Выберите смайлик, который показывает ваше настроение после занятия. Мне очень понравилось, как вы работали.
Звучит красивая музыка
-Что самое главное в жизни? (ответы детей). Правильно. А еще самое главное- чтобы человек был здоров сам, были здоровы его близкие. Женя пожелала самое главное- здоровье для мальчика, а значит, она сделала доброе дело. Мы тоже можем дарить добро друг другу каждый день- и утром, и вечером. Всегда, когда захотим. Самое простое проявление добра- это наша улыбка.
А чтобы вы не забывали о том, что ваши улыбки- это тоже добрые дела, возьмите эти смайлики с собой.
Пусть они напоминают вам, что нужно делать добро.