МААМ-картинки

Информационная карта НОД по подготовке к обучению грамоте «Цветик-семицветик»

Лариса Муратшина
Информационная карта НОД по подготовке к обучению грамоте «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, а, прежде всего, в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности. Такие, как творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Преподнести малышам жизненные ценности и помочь усвоить азы грамоты помогает литература. Литературные произведения- кладезь для изучения основ грамоты. Не стоит торопить ребенка усвоить эти знания, а нужно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы. Наряду с обучением грамоте предшкольная подготовка в значительной степени включает игру, изобразительную и музыкальную деятельность, двигательную активность, что способствует, прежде всего, общему развитию ребенка, в том числе эмоциональной сферы, сохраняет у детей здоровье, интерес к дальнейшему обучению в школе.

Публикация «Информационная карта НОД по подготовке к обучению грамоте „Цветик-семицветик“» размещена в разделах

Данное занятие способствует общеречевому развитию детей, помогает овладеть богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку.

Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) : образовательная область «Речевое развитие».

Тип НОД: закрепление пройденного материала, формирование новых знаний.

Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Форма проведения НОД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приё мы:

- словесный, наглядный, игровой, ТРИЗ, эмоциональный, познавательный, продуктивно-практический, репродуктивный, социальный, самоконтроля, проблемно-поисковый, эвристический (метод открытий);

- ситуации занимательности и новизны, выполнение заданий на смекалку.

Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная, ТРИЗ (частично, здоровьесьеберегающая, развивающего обучения.

Предварительная работа: знакомство с творчеством писателя В. Катаева посредством чтения произведения «Цветик-семицветик».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: авторская мультимедийная презентация; проектор, компьютер, экран, музыкальное сопровождение НОД на электронном носителе (песня «Лети, лети, лепесток»); пособие с буквами «Цветик-семицветик»; демонстрационный материал «Разбор слова «роза», условное обозначение гласных и согласных звуков, предложений, смайлики.

Раздаточный: рабочие тетради Е. В. Колесниковой «От А до Я», цветные карандаши; карточки-квадратики для условного обозначения гласных и согласных звуков, ряд геометрических фигур и геометрические фигуры с буквами.

Тема НОД: «Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения»

Цели:

Обучающие :

• Познакомить со звуком «Р» и буквой «Р».

• Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характеристики звуков.

• Закреплять умение определять позицию звука в слове.

• Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, соотносить звуковую схему со словом.

• Упражнять в делении слов на слоги.

• Закреплять умение составлять предложения из заданных слов.

Развивающие:

• развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова, повышать интерес к рифме;

• Уточнять, обогащать словарный запас за счет слов со звуком р.

• Совершенствовать чувственный опыт детей в области родного языка.

• Упражнять в написании буквы.

• Развивать умение точно и полно отвечать на вопросы;

• Развивать умение проявлять внимание к прочитанной книге, к окружающей обстановке.

• Развивать логическое мышление, произвольное внимание.

Воспитательные:

• Формировать познавательный интерес к теме на основе понравившегося художественного произведения.

• Формировать положительную установку на обучение через участие в занятии.

• Воспитывать доброжелательность по отношению к людям

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) :

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- развита крупная и мелкая моторика; подвижен, владеет основными движениями;

- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Конспект НОД

по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

«Цветик – семицветик»

Ход занятия

Воспитатель.

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть- в хорошем настроении, энергичных, любознательных. Сегодня мы с вами будем заниматься грамотой, я хочу, чтобы вы хорошо подготовились к школе, а еще- чтобы наше общение принесло вам радость и добро. Давайте улыбнемся друг другу и гостям.

-Ребята, посмотрите, что за чудесный цветок появился у нас в группе (На слайде появляется изображение цветика-семицветика. В руках у воспитателя пособие- цветик-семицветик, на лепестках которого написаны гласные А,О,У,Э,Ы

-А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал? (дети отвечают)

-Да, конечно же, из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» (показывает книгу) Кто главная героиня сказки? (девочка Женя). Ребята, а кто помогал Жене в сказке? (В сказке Жене помогала волшебница). А хотите сами помочь девочке?

-Это не простой цветок, а волшебный. Что написано на лепестках? (буквы). Прочитайте их.

-А что мы произносим и слышим? (звуки).

-Напомните, что такое буквы и звуки. (Звуки — это то, что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем).

А как называются эти звуки? (гласные, потому что поются).

-Звуки, которые не поются и встречают на своем пути препятствие называются как? (согласные).

В середину цветка я поставлю букву Р, с которой мы сегодня позанимаемся.

Р- какой звук? (согласный). У мамы-буквы Р есть 2 сыночка- старший звук Р, и младший звук РЬ. Р- твердый, РЬ- мягкий.

Итак, мы поможем Жене исполнить ее желания. Давайте вспомним волшебные слова (вместе)

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Итак, (срываем первый желтый лепесток)

Задание 1. На лепестке написано:

Кто делает зарядку по утрам, тот букву Р легко покажет нам.

Одно лишь надо не забыть- какой руке согнутой быть.

Покажите, на что похожа буквы Р?

Вы умеете показывать букву Р. А сможете ее напечатать? Сядьте за столы, поработаем в печатных тетрадях.

Задание 1. Перед вами слоговые шарики. Напишите букву Р сначала по пунктирным линиям, а затем в каждом шарике самостоятельно. Прочитайте, какие слоги у вас получились. Попробуйте из них составить слова (рама, роза, рука, рыба).

Задание было трудное, но вы справились. Возьмем с собой наши шарики, они помогут выполнить следующее желание Жени.

А какое было второе желание? (Чтобы разбитая вазочка сделалась целой).

Задание 2. Давайте сорвем второй лепесток (красный- буква О) и поможем Жене исполнить второе желание. Назовите слово со слогом РО (роза). Разберем слово РОЗА.

Сколько звуков в слове? Какой звук первый? Второй? Третий? Четвертый? Составьте схему слова РОЗА с помощью условных обозначений.

-Как мы обозначаем в схемах гласные звуки? Согласные? (в схемах обозначаем гласные красным квадратом, а согласные- синим).

Самостоятельная работа детей за столами с раздаточным материалом и работа с демонстрационным материалом на доске.

Первый звук- какой? (Р-согласный)

Второй звук какой? (О- гласный)

Третий звук какой? (З- согласный)

Четвертый звук какой? (А- гласный)

Сколько слогов? (два)

-Проверьте свои схемы (самопроверка)

-Вы справились с заданием. Вот и второе желание Жени исполнилось, вазочка целая.

Задание 3. Какое было третье желание Жени? (Ей захотелось побывать на Северном полюсе). Давайте поможем осуществить ее желание. Женя с удовольствием сочиняла стихотворения. Мы ей в этом поможем.

Воспитатель читает начало чистоговорок, дети заканчивают, затем повторяют каждую хором.

Ра-ра-ра -собираться нам (пора)

Ро-ро-ро -на полу стоит (ведро)

Ры-ры-ры- слушай правило (игры)

Ри-ри-ри- прилетели (снегири)

Ре-ре-ре- стоит осень (в ноябре)

Ру-ру-ру- к слову рифму (подберу)

-Эти стихотворения называются чистоговорки. Кто скажет- почему они так называются? (учат чисто проговаривать звуки)

-Кто сорвет вот этот необычный лепесток? Он хочет проверить, знаете ли вы, что такое север, юг, запад, восток (Это стороны света). Вспомните наше занятие по карте и покажите направления (вверху -север, внизу –юг, слева- запад, справа- восток).

Выполнить физкультминутку нам помогут волшебные слова.

Физкультминутка (звучит припев песни «Лети, лети, лепесток»)

Лети, лети, лепесток (левой рукой волнообразные движения)

Через запад на восток (руки вверх и плавные наклоны влево и вправо)

Через север, через юг (не опуская рук наклоны вперед и назад)

Возвращайся, сделав круг (не опуская рук круговое движение туловищем)

Лишь коснешься ты земли (присесть,

Быть по-моему вели (правой рукой имитация броска)

Задание 4. Женя попала на Северный полюс. А какое четвертое желание было у девочки? (ответы детей)

Правильно, ей стало холодно, и она захотела вернуться назад. Срываем четвертый, зеленый лепесток. Слушайте задание: вы знаете, что такое предложение? (ответы- несколько слов, связанных по смыслу).

-Возьмем слова: мама, раму, мыла. Как соединить эти слова в предложение? (Мама мыла раму).

-Прочитайте задание 4 в печатных тетрадях ( Дети читают предложение: Мама мыла раму)

-Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Второе? Третье?

-Составьте схему предложения, обозначая каждое слово прямоугольником.

-Сколько слов в нашем предложении? (3) Какое первое слово? Второе? третье. Вот мы и помогли Жене вернуться обратно.

Задание 5. Кто сорвет оранжевый лепесток и вспомнит, что пожелала Женя. (Чтобы у нее были все игрушки, какие только есть на свете)

Оранжевый лепесток хочет, чтобы вы назвали игрушки, в которых встречается звук Р или РЬ в начале слова. В середине слова. В конце слова.

Дети выбирают из картинки на экране слова со звуком Р, РЬ в разных позициях.

Задание 6.

Воспитатель читает из книги:

- Игрушки были повсюду. Женя- в комнату, игрушки- за ней. Женя на балкон, игрушки- за ней. Женя на чердак, игрушки- за ней. Женя захотела, чтобы игрушки вернулись в магазин. Для этого она… ( дети продолжают: сорвала фиолетовый лепесток). Давайте поможем Жене- сочиним сказку.

На экране картинка

В одном городе жили – были мальчик и девочка. Они очень дружили. Мальчика звали так, что в его имени был звук (Р). Как его звали? (Рома). Девочку звали так, что в её имени был звук (РЬ). Как её звали? (Рита)

Ребята очень любили рисовать. Чем они рисовали? (карандашами, ручками, фломастерами, красками)

Ребята были какими? (дружными). Они вместе что делали? (играли, дружили и никогда не ссорились).

Задание 7

Воспитатель:

-Вдруг Женя увидела мальчика, он был болен и не ходил, а только сидел. Жене очень захотелось помочь мальчику, и она сорвала последний голубой лепесток. Давайте произнесем волшебные слова.

Дети. Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

Воспитатель

-Велю, чтобы вы расшифровали слово.

Что вы видите на экране? (геометрические фигуры). Назовите их. (дети называют). В этих фигурах спряталось волшебное слово. Отгадка- в нижнем ряду. Расположите буквы из геометрических фигур в той же последовательности, что в верхнем ряду. И вы узнаете, что сделала Женя для больного мальчика

Дети работают в парах с раздаточным материалом (ряд геометрических фигур и буквы в геометрических фигурах. Выкладывают слово «добро»

-Вам понравилось заниматься? Что больше всего понравилось?

-Выберите смайлик, который показывает ваше настроение после занятия. Мне очень понравилось, как вы работали.

Звучит красивая музыка

-Что самое главное в жизни? (ответы детей). Правильно. А еще самое главное- чтобы человек был здоров сам, были здоровы его близкие. Женя пожелала самое главное- здоровье для мальчика, а значит, она сделала доброе дело. Мы тоже можем дарить добро друг другу каждый день- и утром, и вечером. Всегда, когда захотим. Самое простое проявление добра- это наша улыбка.

А чтобы вы не забывали о том, что ваши улыбки- это тоже добрые дела, возьмите эти смайлики с собой.

Пусть они напоминают вам, что нужно делать добро.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте «Цветик-разноцветик»Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте «Цветик-разноцветик» Дидактическая игра «Цветик – разноцветик». Цель: • Подготовка к обучению грамоте. Задачи: Образовательные: • Упражнять в дифференциации.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте. Подготовили: Мосейко Т. П. Мухина Т. И. Программные задачи. Совершенствовать у детей умение делить слова на слоги и производить звуковой.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук [ц]. Буква ц» Цель. Уточнить артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; упражнять в умении делить слова на слоги; упражнять.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик-семицветик» ЦЕЛЬ: Закрепление пройденного материала. ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: Закрепить умение проводить звуковой анализ слов.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Группа: старшая группа. Учитель-логопед: Радикальцева Татьяна Михайловна Группа: старшего.

НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зимний гость» Филиал АН ДОО "Алмазик" детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по речевому развитию детей" №51 "Улыбка"..

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Образовательные задачи: -учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать и отвечать на вопросы; -продолжать развивать звуко-слоговые.

Самоанализ занятия по подготовке детей к обучению грамоте. Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук и буква Ш» Данное занятие посвящено.

Технологическая карта занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с ролью буквы Ё» Технологическая карта организованной учебной деятельности Область: «Коммуникация». Подобласть: обучение грамоте. Тема:. ЗАС (ёлка)» Группа:.

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе ОНР «Звук [О]» Тема: Звук «О» Цель: 1. Чёткое произнесение и характеристика звука О. 2. Выделение звука О под ударением после согласного. 3. Звуковой анализ,.

Автор публикации:
Информационная карта НОД по подготовке к обучению грамоте «Цветик-семицветик»
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 15:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационная карта НОД по подготовке к обучению грамоте «Цветик-семицветик»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Муратшина (УИ 848637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД