Валентина Саввинова
Технологическая карта для подготовительной группы «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Образовательная область: познавательное развитие ( тип исследования: экспериментирование)
Тема занятия: «Вода и её свойства»
Возрастная группа : Подготовительная группа
Публикация «Технологическая карта для подготовительной группы „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Цель: заполнение листа исследования условными знаками, обозначающими свойства воды, выделенные в опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие: выделить и назвать свойства воды (не имеет запаха, не имеет вкуса, растворяет другие вещества, превращается в пар при нагревании, не имеет цвета, не имеет форму)
Ответить на вопрос: Как человек использует воду?
Развивающие: анализировать и делать выводы при проведении опытов с фиксацией результатов в листе исследования.
-Научиться пользоваться условным обозначением для фиксации результатов опытов.
Воспитательные: проявить интерес и самостоятельность при выполнении опытов. Работать аккуратно, сохранять рабочее место в порядке.
Дополнительные задачи: -
Словарная работа: Вода – жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни вкуса, ни запаха.
Пар- это тоже вода. Он появляется при нагревании.
Планируемые результаты/ Образовательный продукт:
- дети заполнят лист исследования условными знаками, обозначающими свойства воды.
- Самостоятельно (с помощью взрослого) определят цель исследования.
-Умение работать аккуратно, по алгоритму, выполняя инструкции при проведении опытов с водой.
-Предложить 1-2 способа бережного отношения к воде (экономить, не засорять водоемы)
Подготовительная работа :
-Беседа с детьми о значении воды.
-Чтение сказки «Путешествие капельки»
-Дидактическая игра «Разрезные картинки» (картинки с изображением водоёмов и их обитателей)
-Просмотр презентации «Волшебница вода»
Материалы и оборудование: Лист исследователя для записи результатов опытов свойств воды, пластиковые стаканы с водой, масло растительное, сахар, электрочайник, плакат «Как человек использует воду?» +картинки к плакату, сосуды разной формы.
Этапы Задачи и этапы Деятельность педагога Методы и приемы
Формы Действия детей Планируемый результат
1 Организационно-мотивационный этап.
2мин. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия Педагог предлагает детям прослушать стихотворение про воду, чтобы узнать, что будут исследовать:
Что такое вода?
Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вод? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.
2. Предлагает назвать тему занятия и задать вопросы по теме: «Вода и её свойства».
- Расскажите, для чего нужна вода? Словесный:
художественное слово (чтение стихотворения, вопросы, указание, беседа. Дети слушают стихотворение.
отвечают на вопросы педагога, принимают участие в беседе.
Формулируют вопросы. Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.
Формулирование темы занятия
2 Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы. 1 мин. Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме Педагог задает вопросы:
- Как вы думаете, всё ли мы знаем о воде?
- Ребята, а вы знаете свойства воды?
- а вам хотелось бы узнать что-то новое о воде?
- Как можем узнать?
2. Предлагает представить детям что группа превратилась в настоящую лабораторию, а дети стали настоящими учеными – исследовать свойства воды в лаборатории. Словесный – проблемный вопрос. Отвечают на вопросы педагога. Дети узнают о предстоящей деятельности, вместе сформулируют детскую цель
2.2. Этап ознакомления с материалом.
6 мин. Усвоение определенного объема знаний и представлений о воде. 1. Педагог задает вопросы;
- Что такое Лаборатория?
- Кто там работает?
- Ребята, в лабораториях ходят в специальной одежде, давай вспомним, что это за одежда.
- Ребята сегодня мы будем проводить опыты с водой. А вы знаете что такое вода?
- Где в природе мы можем встретить воду?
- Вы так много знаете о воде. Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в нашу лабораторию.
Предлагает заняться исследованием воды.
2. Проводит словарную работу:
Вода – жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни вкуса, ни запаха.
Пар- это тоже вода. Он появляется при нагревании. Фронтальная форма работы
Словесный: вопросы, указание, объяснение значения слов. Дети отвечают на вопросы педагога.
Дети соглашаются на дальнейшую деятельность. Дети называют свойства и особенности воды.
Педагог предлагает детям принять участие в физкультминутке:
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа.
(Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди.
(Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди.
(Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем. Фронтальная форма работы
Словесный: пояснение
Наглядный: показ
Практический: выполнение упражнений Дети выполняют упражнения по инструкции и показу воспитателя Дети удовлетворят двигательную активность
2.3 Этап практической деятельности.
20 мин. Овладение действиями, способами решения проблемы – проведение опытов с формулировкой вывода. - Педагог напоминает правила безопасной работы с материалами и оборудованием для опытов.
- Напоминает, что детям необходимо будет после проведенного опыта, отметить свойство карандашом в листе исследователя плюсом или минусом в соответствующей строке.
- Демонстрирует увеличенный вариант листа исследования.
- Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и сесть за столы.
- Предлагает детям принять участие в проведении опытов по инструкции педагога
Опыт № 1Прозрачность и цвет воды
Опыт № 2 Вода не имеет запаха
Опыт № 3 Вода не имеет вкуса
Опыт № 4 Что растворяется в воде?
Опыт № 5 Какой формы вода?
Опыт № 6 Вода превращается в пар
- Педагог совместно с детьми после каждого, проведенного опыта, называют свойства воды
- Определяют и называют общие свойства воды.
- Педагог просит оформить плакат правильными картинками
«Как человек использует воду?» Фронтальная форма работы.
Словесный: инструкция, обсуждение результатов опытов.
Практический – экспериментирование (опыты) Дети слушают правила и задание. Выполняют опыты по алгоритму, соблюдая правила безопасной работы. Дети совместно с педагогом формулируют вывод после каждого проведенного опыта о свойствах воды.
Дети заполняют лист исследования.
Приклеивают картинки на плакат. Дети выполнят опыты. Расскажут о свойствах воды, его использовании человеком. Заполнят лист исследования.
Ответят на вопрос «Как человек использует воду?»
Педагог предлагает детям нарисовать рисунки «Водопад»
Акварелью, использую много воды,
Педагог показывает технику рисования акварелью. Фронтальная форма работы.
Словесный: разговор, пояснение
Наглядный
показ способов действий в сочетании с объяснением.
Практический: изображение Дети отвечают на вопросы педагога.
Дети рисуют. Дети нарисуют рисунки, добавляя много воды в акварель.
3 Заключительный этап.
6 мин. Подведение итогов деятельности,
обобщение полученного опыта
Формирование навыков самооценки 1. Педагог проводит рефлексию о том, что интересного узнали, чему полезному научились.
- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
- какие свойства есть у воды?
- Вы научились сегодня чему-нибудь новому?
Совместно с детьми формулирует вывод по результатам работы:
- Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
- вода без запаха и вкуса, но если в нее добавить что-либо она принимает тот запах и меняет цвет.
- Вода растворяет вещества, но не все.
- не имеет собственной формы, при переливании принимает форму сосуда.
- при нагревании превращается в пар.
2. Мотивирует детей на последующую деятельность: спрашивает, о чем интересном и познавательном они хотят еще узнать.
3. Предлагает выполнить домашнее задание:
-придумайте загадки про воду. Фронтальная форма работы.
Словесный: беседа, подведение к обобщению, самооценке Принимают участие в беседе совместно с воспитателем формулируют вывод по результатам исследования.
Высказывают свое отношение к деятельности. Дадут самооценку (достигнута ли цель).
Выскажут свои впечатления о деятельности.