Юлия Ларичева
Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Для развития познавательных процессов и мыслительных операций применяем сказкотерапию. Успешно используем картины с проблемным сюжетом Т. А. Ткаченко. Ребенок мыслит, высказывает свое мнение. Это способствует развитию монологической речи. Дети составляют рассказы по наблюдаемым действиям, по сюжетным картинам, по прослушанному тексту и картине, по одной сюжетной картине, по памяти, по символам, схемам, по натуральным предметам, по предметным картинам, по заданным словам.
Публикация «Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
На развитие мышления большое воздействие оказывают дидактические игры, широко применяемые в детском саду. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные. Все они содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Монологическая речь требует обдумывания, сбора материала. Для обучения детей практическому усвоению различных способов словообразования мы применяем мнемодорожки. Дети составляют загадки по ним. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте других. Ребенок самостоятельно рассказывает, например, какой игрушкой или частью ему бы хотелось быть.
Дидактическая игра – упражнения на развитие речи у детей
Каждая игра для ребенка — это процесс познания красоты, путь к новому неизведанного и радости. Игра — это главная часть жизни ребенка, а особенно ребенка с нарушениями речи. При помощи игры ребенок знакомится с окружающим миром, усваивает связи между явлениями, вещами, начинает понимать свою роль в семье и обществе. Игры стимулируют все виды детской активности, самостоятельности, творчества.
Одним из условий проведения дидактической игры является живость, определенный ритм, активное участие всех детей. Если дети не умеют рассказывать о предметах, игра может потерять свои ценные качества. В дидактических играх на описания можно закреплять умение детей описывать предметы или картинку достаточно полно, последовательно, по существенным признакам. Это такие игры: Волшебный мешочек, Угадай кто это?, Магазин игрушек, Путешествие по комнате и прочее.
Правила игрового процесса
Развитие речи, упражнения и дидактические игры имеют свои четкие правила, которые педагог в начале занятия сообщает детям и которых они придерживаются в ходе игры. Например, в играх типа загадки правило заключается в том, чтобы описать предмет, его характерные признаки и свойства, не называя его. Несмотря на то, что дидактическая игра является средством закрепления знаний и умений детей, ведущая роль в ней принадлежит педагогу. Основными учебными приемами, которыми пользуется здесь педагог, есть план и образец рассказа — описания.
Степень нагрузки и сложность поставленных в ходе игры задач
Играя дома с ребенком, фантазируйте, придумывайте собственные вариации на тему развивающих игр, похожие на те, которые вызывают особые трудности у вашего малыша. Ведь вы лучше всего знаете вашего кроху. Не забывайте о том, что у деток с речевыми нарушениями страдают все психические процессы. Поэтому во время речевых игр малышу необходимо давать больше времени на размышления для выполнения поставленной задачи.
Сюжетно-дидактическая игра «Фермер»
Описание: сюжетно-дидактическая игры «Фермер» и для детей средней группы, где дети узнают животных, овощи, фрукты; развивают речевые способности и просто где игра доставляет детям радость. Цель: формирование дружеских отношений, познавательного интереса и речевой активности детей. Задачи: — научить описывать животных по внешним данным,— различать домашних и диких животных, — называть детенышей,— расширять словарный запас, — развивать монологическую речь детей. Роли в игре: фермер и помощники. Оборудование: картинки с животными или игрушки животных.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята, а вы любите гостей?Дети отвечают. Воспитатель. Хорошо, тогда смотрите, кто к нам сегодня пришел. Кто он по профессии?Дети отвечают. Воспитатель. Да, это фермер Коля. (Если дети не знают, задать им наводящие вопросы, подвести к правильному ответу).Фермер. Здравствуйте, ребята. Дети здороваются. Фермер. Ребята, а ведь я пришел к вам не просто так, а за помощью. Как всегда жил-поживал я на своей ферме, и не тужил. Да вот все мои животные однажды убежали от меня. И где они теперь я не знаю. Вы мне поможете найти их, а то мне одному не справиться. Дети отвечают. Да. Воспитатель. Фермер Коля, а почему от тебя все животные ушли? Может ты их обижал? Дети можно животных обижать?Дети. Нет. Воспитатель. Животных обижать нельзя. Мы поможем с ребятами их найти и вернуть, если ты не будешь так больше делать. Фермер. Обещаю больше не обижать их никогда. Воспитатель. Ну что, ребята, поможем фермеру?Дети. Да. Фермер. Чтобы найти и вернуть животных на ферму, нужно правильно описать их, назвать их ласково и конечно назвать их детенышей. Но, смотрите не перепутайте домашних и диких животных. Сначала одно животное опишу я, а затем вы. Показывает картинку.
Воспитатель:
Это корова – домашнее животное. У нее длинный хвост, есть копыта, рога. Она питается травой. Ласково ее можно назвать коровушка. Детеныша коровы зовут теленок. Далее воспитатель показывает картинки (игрушки) животных, дети по очереди описывают животных. (Собака, Лошадь, Лиса, Свинья, Белка, Кошка)
Воспитатель. Ну, вот фермер Коля, ребята нашли тебе всех твоих животных, больше их не теряй. Фермер. Вот спасибо вам ребятки, вы мне очень помогли. Спасибо. Дети. Пожалуйста. Фермер. Помните, ребята, чтобы друзья оставались всегда рядом, не надо их обижать. До свидания. Дети. До свидания.
Всем красоты!
Умение связно, последовательно излагать свои мысли помогает ребенку быть общительным, преодолевать застенчивость в общении со сверстниками и взрослыми людьми, развивает уверенность в своих силах.