Борисова Елена
Технологии проектирования игровой деятельности детей, включающих хакасские игры
▼ Скачать + Заказать документы
Детство хакасского ребенка сопровождали различные игры и игрушки. Игры хакасских детей, представляют собой сложное социальное, психологическое и педагогическое явление, отражают реальную деятельность и окружающую среду.
Игры хакасских детей были, и остаются, несомненно, одним из средств умственного, нравственного, физического и экологического воспитания и психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В играх детей просматривается подражательный характер. Одна из таких игр Асхырлыг чылгы («Жеребец с табуном»).
Публикация «Технологии проектирования игровой деятельности детей, включающих хакасские игры» размещена в разделах
Для детей младшего возраста использовались в большей степени подвижные игры, такие как «Цыплята и коршун», «Козлята и волк», «Пробеги мимо обаа» и другие. Среди подвижных игр были игры с преобладанием двигательной активности, игры с исполнением игровых песенок, считалок, словесных жеребьевок, закличек. Такие игры воздействуют на детей комплексно : здесь органично сочетаются движения, действие, мимика, слово, юмор.
В играх-хороводах присутствовали элементы драматизации, что требовало от ребенка творческого самовыражения. Играя в коллективе сверстников, ребенок усваивал определенные социальные роли. Через игры передавался жизненный опыт от старшего поколения к младшему. В игре также происходила передача знаний, но не менее важным смыслом являлось постижение ценностей (народных обычаев и традиций)».
Большое место занимали игры с костями, которые использовались для развития гибкости и подвижности суставов, вырабатывали быструю реакцию и глазомер.
Таким образом, включение ребенка в различные виды народных игр позволяет значительно повысить уровень нравственного, умственного, физического развития, а также способствует формированию этнического самосознания и приобщению к культуре, истории, языку своего этноса.
Можно выделить следующие этапы проектирования игровой деятельности :
1. Целепологание: работа над темой проекта (инициатива может пойти от детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослого).
2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели :
- к кому обратиться за помощью;
- в каких источниках можно взять информацию;
3. Выполнение проекта (практическая часть);
4. Подведение итогов.
Чаще всего любая проектная деятельность начинается с вопросов: Что я уже знаю об этом? Что хочу узнать? Что надо для этого делать?
Затем педагоги и дети начинают план игрового проекта.
Задачи проектной деятельности для каждого возраста различны.
Младший дошкольный возраст:
- вхождение детей в игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
В старшем дошкольном возрасте дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие в придуманных ситуациях.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все – таки является ролево-игровая.
Рассмотрим игровой проект, чтобы понять, чем он отличается от обычной сюжетно – ролевой игры.
Игровая позиция включает в себя как аспект развития ребенка, так и свойства личности. Дети с игровой позицией способны на шутливо – доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу. Игровая позиция значительно повышает гибкость, подвижность целей и мотивов деятельности ребенка. Все это устраняет или снижает стрессы и неблагоприятные ситуации, повышает общий тонус.
Игровые проекты строятся по принципу развивающей интриги. На протяжении всего решения проблемы активность детей не ослабевает. Дошкольники прогнозируют, строят догадки, предположения до полного достижения поставленной цели.
Таким образом, современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования, нацеленного на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.