Марина Коптелова
Технологии логопедического сопровождения детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Коптелова М. В.
Старший воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Центр
развития ребенка - детский сад №13»
«Технологии логопедического сопровождения детей с ОВЗ :ППк и ПМПК, как элементы психолого-педагогического сопровождения».
Наше учреждение на протяжении двух десятков лет специализируется на оказании логопедической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Ежегодно детей с ОВЗ, поступающих в детский сад становится все больше.
Публикация «Технологии логопедического сопровождения детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
-Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Находясь в детском саду ребенок с ОВЗ должен получить необходимую помощь от педагогов.
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации, в статье 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» раскрывает возможности оказания помощи. В ДОУ к этому относятся:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.
Чтобы получить такую помощь от детского сада, родители ребенка должны получить заключение ПМПК. А специалисты должны оказать необходимое логопедическое сопровождение таким детям.
Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ. Если в дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья, но это никак не подкреплено документом из ПМПК, то такой ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной направленности. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.
Прежде чем представить вашему вниманию технологию логопедического сопровождения детей с ОВЗ, результатом которого должно стать получение ребенком статуса ОВЗ в любом возрасте, начиная с 2 лет.
Участники логопедического сопровождения :
• Педагог психолог;
• Учитель – логопед;
• Учитель-дефектолог;
• Воспитатель;
• Ребенок;
• Законный представитель (родитель);
• Старший воспитатель;
• Заведующий ДОУ.
Рассмотрим логопедическое сопровождение ребенка :
Ребенок имеет явные речевые нарушения. Педагоги обращают внимание родителей на отклонения.
- педагоги (воспитатели) должны заручится согласием родителя на обследование ребенка, провести собеседование со специалистами ДОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом) на предмет обращения родителей с заявлением на ПМПК, озвучить руководителю учреждения, что именно этот ребенок нуждается в логопедической помощи и определении образовательного маршрута.
- родитель пишет заявление на имя руководителя на выдачу характеристики для начала прохождения комиссии. Заявление фиксируется в журнале.
- совместно воспитатели группы, которую посещает ребенок. Педагог-психолог и учитель-логопед ДОУ дают развернутую характеристику речевого состояния ребенка, а возможно и иных отклонений в развитии. Такая подробная характеристика поможет специалистам ПМПК в определении маршрута для этого ребенка.
- заседание ППк ДОУ. К нему все участники консилиума готовят представления на ребенка. На заседании родитель (законный представитель) ребенка обязательно присутствует. Визирует свое согласие в протоколе и представлениях.
На презентации представлены документы, которые мы отрабатываем при логопедическом сопровождении ребенка от ППк ДОУ до ПМПК городского округа.
Представленные формы документов регламентированы локальными актами ДОУ. Они едины и соответствуют требованиям к документации, представляемой на ПМПК Кунгурского городского округа.
На ПМПК представляется выписка из протокола. Сам протокол, как и все представления и коллегиальное заключение, остаются в личных документах ребенка.
Исходя из специфики работы нашего ДОУ, набор детей в группы компенсирующей направленности для детей с ТНР идет на основании заключения комиссии ПМПК, которую обязаны предоставить в детский сад родители (законные представители). В ДОУ, где нет организованных специализированных групп, дети данной категории должны быть охвачены в обязательном порядке через логопункты.