Ирина Штыкова
Технологии игрового и деятельностного типа
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ "Лицей "МОК №2"
Технологии игрового и деятельностного типа
Подготовила:
воспитатель Штыкова И. Н.
Воронеж, 2019
Детская игра является самоопределяемой деятельностью, в которой дети конструируют и реконструируют свою жизненную реальность, приобретают и развивают свой опыт. В игре дети учатся добровольно и с удовольствием, через попытки и заблуждения. В игре они сами задают себе вопросы и находят на них ответы. Именно игровые технологии – это процесс целостного учения, потому что в нём задействована вся личность, оно способствует развитию всей личности.
Публикация «Технологии игрового и деятельностного типа» размещена в разделах
В рамках проекта «Детский сад – Игропарк» в нашем саду созданы Игроцентры, в которых дети через игру самосовершенствуются, апробируя разнообразные навыки.
Наряду с игровыми технологиями педагоги в своей работе применяют и другие технологии системно - деятельного подхода. Одной из основных технологий, применяемых в нашем саду, является технология проектной деятельности. Проектная деятельность является идеальным подходом для «открытия» или исследования детьми вопросов. Тема проектов предлагается детьми и воспитателями на детском совете.
Когда тема «приходит» в группу, решение о дальнейшем изучении и способах ее освоения принимается путем сотрудничества или обсуждения с детьми. Технология «План – дело – анализ» обеспечивает реализацию проектного подхода в образовательной деятельности детского сада. Проекты не ограничены только одной группой детского сада. У нас есть общие проекты в ритме года для всех воспитанников сада, такие как «Ярмарка игрушек», «Фонарики». В рамках преемственности со школой ежегодный исследовательско - творческий проект «Скоро в школу».
Учитывая современные подходы к физическому здоровью детей, в нашем саду отходят от традиционных принципов, когда физкультура была изолирована от других образовательных областей. Укрепление здоровья является принципом ежедневной педагогической практики. Воспитатели детского сада владеют современными здоровьесберегающими технологиями и применяют в своей работе. Также в саду работает Игроцентр «Маленький дельфин», в котором, играя, воспитанники учатся плавать и закаляются.
Дети любого возраста реагируют на переутомление, чрезмерное раздражение и семейные проблемы так же, как и взрослые - стрессом. Так как стресс относится к повседневным явлениям, то умение позитивно и компетентно обращаться с ним поможет справляться с жизненными изменениями и трудностями в дальнейшем. Но как же научить ребенка преодолевать стресс? Педагоги детского сада прошли курсы «Методика и практика развития эмоционального интеллекта детей». Что же такое эмоциональный интеллект? Это способность понимать свои и чужие эмоции, понимать чувства собеседника и правильно на них реагировать. На занятиях воспитанники познакомились со сказочными персонажами - «Мониками» и в игровой форме открывали для себя мир эмоций. Детям и педагогам понравились неординарные занятия курса и, после его окончания, не захотелось прощаться с полюбившимися героями. Методика развития эмоционального интеллекта стала одним из средств реализации проекта «Детский сад - Игропарк». В нашем саду появился Игроцентр «Краски эмоций».
Поиск и исследование – детские потребности, вытекающие из врожденной любознательности. Технология исследовательской деятельности широко применяется педагогами в своей работе с детьми. Так же без данной технологии не обошлись Игроцентры «Фантазеры» и «По тропинкам приключений». В Игроцентре «Фантазеры» воспитатель применяя игровую технологию и технологию исследовательской деятельности погружает детей в мир опытов и экспериментов. В Игроцентре «По тропинкам приключений» дети с помощью квест - игры исследуют помещение детского сада и прилегающей к нему территории.
На курсах повышения квалификации мы познакомились с технологией познавательно-речевого развития ТРИЗ. Эффективность ТРИЗ - педагогики заключается в её инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности исследовательских умений воспитанников. Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности мы начали с методов формирования навыков речевой деятельности детей и творческого воображения. Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приёма образец рассказа воспитателя. Главным недостатком является то, что ребёнок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с небольшими изменениями. Применив технологию ТРИЗ, нам удалось раскрыть творческий потенциал воспитанников, собрать яркие, непохожие друг на друга детские рассказы. На методических объединениях в нашем саду мы изучаем новые методики ТРИЗ и делимся с коллегами своими наработками. Практически каждый педагог нашего детского сада стал использовать в своей работе элементы технологии ТРИЗ.
Полюбившиеся методы развития творческого воображения нашли свое применение в Игроцентре «Мультяшки» для составления сюжета будущего мультипликационного фильма.
Таким образом, технологии игрового и деятельностного типа способствуют развитию самостоятельности ребенка, всех сфер его личности, являются средством активизации творческой и познавательной деятельности детей.