Приложение МААМ

Техническое конструирование и робототехника как средство развития творческих способностей ребенка

Екатерина Малинова
Техническое конструирование и робототехника как средство развития творческих способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА

Техническое конструирование и робототехника является одним из самых эффективных средств развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. В настоящие время многие педагоги уделяют конструированию из конструктора большое количество времени и внимания, так как такая работа увлекает детей и развивает важные для них качества: усидчивость, ориентацию в пространстве, глазомер, и, конечно, творческое мышление. Отдельное направление, которое тоже активно развивается в условиях современных ДОУ – это робототехника. Актуальность такой работы оправдана, ведь дошкольники с раннего возраста тянутся к современным технологиям, к инновационным изобретениям, а ещё приятнее для детей непосредственно участвовать в их создании.

Публикация «Техническое конструирование и робототехника как средство развития творческих способностей ребенка» размещена в разделах

Для начала, хотелось бы подробнее рассказать о конструировании, преимуществе данной работы. Конструирование в настоящее время очень нравится детям, ведь их фантазия безгранична, а именно конструирование помогает реализовывать свои фантазии, делать их реальными легко и за короткие сроки. Кропотливо подбирая детали, пробуя присоединить их в нужных местах, ребёнок тренирует собственную волевую сферу, стараясь сконцентрироваться на объекте достаточно продолжительное время. Безусловно, эта работа очень творческая, но при этом, она требует от ребёнка владения определёнными навыками. Именно поэтому конструирование так ценно. Хочешь воплотить свою фантазию в жизнь, учись на глаз определять, войдёт ли деталь в промежуток, подойдёт ли она по высоте и т. д. При этом современные конструкторы удивляют многообразием цветов и фактур, что помогает ещё эффективнее раскрывать творческие способности ребёнка.

Практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показал, что одной составляющей успеха по работе с техническим конструированием является использование разнообразных видов конструктора. В начале своей работы я использовала стандартные наборы: деревянный, Лего, плоскостной,магнитный. Затем, прорабатывая эту тему и углубившись в неё, я попробовала использовать с детьми конструкторы собственного производства:

1. Трубчатый – из коктейльных трубочек, крепежами служат зажимы или прищепки. Проявив фантазию, однажды ребята сами мне предложили использовать трубочки разного диаметра и вставлять их друг в друга в качестве соединения. Так же у ребят возникла идея соединять их кусочками пластилина.

2. Мягкий губчатый. Его я сделала из губок разного размера, которые разрезала на геометрические фигуры.

3. Конструктор из зубочисток, крепежами может служить пластилин или маленькие кусочки пенопласта.

Такой неординарный подход позволяет детям усвоить особенности работы с объемными и плоскостными, разными по фактуре и форме конструкторами, которые способствуют развитию творческих способностей ребенка в техническом конструировании.

Начав активно внедрять работу с конструкторами в детскую деятельность, появилась потребность научить ребят работать по схеме. Игры с фабричными конструкторами можно рассматривать как один из инструментов для развития детей. Чтобы дети лучше усвоили специфику такого вида конструирования, мы создали алгоритм работы, который облегчает детям работу. Так, в процессе занятий техническим творчеством выделяю 4 этапа :

• постановка технической задачи;

• сбор и изучение нужной информации;

• поиск конкретного решения задачи;

• материальное осуществление творческого замысла.

В последнее время мы часто слышим слово «робототехника» и видим, что она тоже стала активно использоваться в качестве одной из инновационных технологий по развитию дошкольников. Несмотря на то, что приёмы в ней очень напоминают приёмы конструирования, различия между эти двумя деятельностями присутствует. Смысл робототехники заключается в том, чтобы не просто реализовать фантазию ребёнка в реальной жизни, но и «оживить» этот предмет. Безусловно, связь с современными гаджетами и устройствами мотивирует детей, знакомит их со сферой информационных технологий ближе, помогает детям познать их азы.

Введение занятий по робототехнике в образовательную сферу благоприятно сказывается на разностороннем развитии дошкольников. Робототехника дает возможность, благодаря своей образовательной и игровой направленности, сгладить или вовсе убрать стрессовые ситуации у ребенка при переходе от игры к учебе, делая это процесс более интересным, увлекательным, а главное, эффективным.

Робототехническая деятельность в ДОУ решает несколько задач, предназначенных для выработки у дошкольника полезных жизненных навыков. Эта деятельность помогает:

развивать интерес к робототехнике, информатике, физике;

• формировать умения и навыки конструирования, приобретать первый опыт при решении конструкторских задач по механике;

развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;

развивать внимание, память, воображение, творческое мышление;

развивать мелкую моторику;

развивать усидчивость;

• воспитывать интерес к информационным технологиям;

• воспитывать ответственность, дисциплину, коммуникативные способности.

В моей практике занятия по робототехнике не являются основным вектором в работы, однако, время от времени проводя такие занятия, я вижу, как горят глаза моих воспитанников, как захватывает их сам процесс конструирования, а потом и его оживление при помощи программы.

По этой причине могу смело сделать вывод о том, что робототехника и техническое конструирование в детском саду – это не просто деятельность, а мощный инновационный образовательный инструмент, который развивает творческие способности детей, выводит их на высокий уровень. Также конструирование и робототехника показывают высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. При выборе конструктора для детей надо видеть, что он входит в линейку других конструкторов, то есть получить возможность последовательной работы, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, он несет полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании моделей из его деталей, реализацию замыслов и фантазий детей. Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоническим и полноценным развитием ребенка, достижения высоких результатов в процессе технического творчества.

Таким образом, опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста полностью подтвердил нашу теорию и доказал, что конструирование крайне интересно для детей, так как обеспечивает им творческий полёт, позволяет созидать, воплощать собственные мысли, идеи, фантазии.

Список использованных источников:

1. Куцакова, Л. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

2. Фешина, Е. В. Лего – конструирование в детском саду : методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2017.

3. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей. - Л. : Наука, 2013.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностейLEGO-конструирование-как средство развития детских способностей LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей. Дошкольный возраст - яркая неповторимая, неповторимая страница в жизни.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Техническое конструирование и робототехника как средство развития творческих способностей ребенка
Опубликовано: 4 октября 2024 в 14:01
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Техническое конструирование и робототехника как средство развития творческих способностей ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Малинова (УИ 2738849) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД