Коваленко Мирослава
Техническая карта «Моя станица. Мой край» по окружающему миру в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
Дата проведения: 4 Февраля 2019г.
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: Формирование целостной картины мира.
Тема: «Моя станица, Мой край»
Цель: Формировать понятие «Родина», «малая родина».
Программное содержание
Публикация «Техническая карта „Моя станица, Мой край“ по окружающему миру в старшей группе» размещена в разделах
Образовательные задачи: Уточнить и расширить представление детей о своей малой Родине – станице Бжедуховской. Формировать умение узнавать знакомые места на фотографиях. прививать любовь к малой Родине. Вызвать интерес к истории происхождения станицы, и ее традициях. закреплять знания улиц станицы.
Развивающие задачи: Развивать познавательные способности, память, мышление, воображение, речь.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к малой родине.
Демонстрационный материал: презентация, фотографий с изображением улиц, памятников, домов, учреждений.
Ход деятельности
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) :
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
2. Основная часть (содержательный, деятельный этап) :
Воспитатель : Ребята мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека на земле есть Родина. Что такое родина? как вы это понимаете?
Дети : Родина – это место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши родители и друзья.
Воспитатель : А как называется наша Родина?
Дети : Наша Родина Россия.
Воспитатель : столица нашего края?
Дети : город Краснодар.
Воспитатель : наша Родина – Россия, она очень большая, столица нашего края – город Краснодар. Но у каждого человека есть своя малая Родина. Как называется наша малая Родина?
Дети : Наша малая Родина – станица Бжедуховская.
Воспитатель : Любой край, город, станица не похожи друг на друга. В каждом своя природа, свой традиции, свои быт, своя речь (говор). Мы живем в станице Бжедуховской в Краснодарском крае, Белореченском районе.
Наша станица – наша малая родина. 10 мая 1863 года по просеке, прорубленной от рек Пшехи к Пшишу, к месту, где с середины XIX века стоял сторожевой пикет казаков Кавказской армии, прибыли первые жители будущей станицы – добровольцы «охотники» из станиц Платнировской, Пластуновской и Новорождественской, всего 205 семей. Под станицу было отведено 19332 десятины земли, которая примерно поровну делилась под степную и лесную. Название станицы было определено тем, что здесь ещё до казаков проживали адыгейские племена «бжедухи», которые вели кочевой образ жизни и передвигались по степной и горной местности в связи с основным занятием – скотоводством и коневодством.
По преданию, название «Бжедуховская» произошло от имени жившего здесь в те времена князя Бжедуха. От его подворья, якобы сохранился до сих пор подвал.
Слово «бжедуг» переводится с тюркского языка, как «пять гор». Предполагают, что племя бжедугов, живущие здесь, первоначально сложилось в месте, где были пять гор. С адыгейского же, название переводится, как «вор чаши». Якобы на одном из пиров бжедугский князь украл чашу из рога тура. В любом случае, можно сделать вывод, что название станицы имеет не одну версию, но связанно с племенами адыгейцев и уходит в далекое прошлое, отделенное от нас большим временем. О том, что раньше, еще в 3-5 веках до н. э. здесь жили племена меотов, говорят остатки меотской керамики, найденные после вспашки полей и находящиеся в Белореченском историко-краеведческом музее.
Первые переселенцы выбрали под станицу места на взгорках и возвышенностях, почти в сплошном лесу, чтобы не испытывать недостатка в строительном материале.
В Бжедуховских лесах, по реке Пшиш произрастало много диких плодовых деревьев. В расположении землевладельцев была плодородная земля. Станица Бжедуховская населялась в 64 верстах от Екатеринодара (68,48 км) и в 51-ой версте от Майкопа (54,57 км).
Первыми жителями станицы были : 2 офицерские семьи, 130 семей черноморских, 33 семьи линейных казаков, 24 семьи нижних чинов Кавказской армии и 13 семей государственных крестьян. Из приведенной статистики можно сделать вывод, что население во время возникновения станицы было разнородное, преимущественно состояло из казаков, а также население возрастало за счет притока жителей из других станиц и населенных пунктов Кубани.
Население станицы Бжедуховской постепенно возрастало и уже через 12 лет, в 1875 году, оно составляло: 212 дворов и 1567 жителей. По всей нашей необъятной Родины есть много общего: повсюду люди трудиться и соблюдают обычая, берегут и охраняют природу, отмечают праздники. В нашей станице стало традиция отмечать праздник – «День урожая» - день Станицы. Ребята расскажите, какая традиция сложилась в связи с этим праздником.
Дети : Главная традиция праздника – это чествование работников колхоза, и др. орг. Концерт для жителей станицы. (исполнение казачьих песен, танцев, игр)
Воспитатель : Традиция праздника сохраняется по сей день. Все страны, города имеют свой герб. И сейчас мы рассмотрим герб и флаг нашего края. Я расскажу вам,что означает герб нашего края. Центральное место герба занимает зелёный щит. В нижней его части изображена золотая крепость с двумя круглыми башнями, с открытыми воротами. Эти символы говорят о военных заслугах казачества в охране Российских границ. Над башней – золотой пернач. Эта казачья атрибутика символизировала власть и достоинство. В верхней части щита – чёрный орёл – символ российского государства. Щит увенчан царской короной и украшен золотыми дубовыми листьями, которые обозначали доблесть и мужество казаков. За щитом накрест положены четыре знамени с золотой бахромой, которые были символами Российской державы. Они были пожалованы нашим предкам за мужество и верную службу. Завершается кубанский герб над короной штандартом с золотым вензелем «РФ», который означал, что наш край входит в состав Российской Федерации. А штандарт венчает российский двуглавый орёл. А кто из ребят нам расскажет, что означает цвета на нашем флага?
Дети : Флаг нашего края это полотно прямоугольной формы, из трех полос: синего, малинового, зеленого цвета. Верхняя синяя полоса флага означает водное богатство края, его моря и реки. Самая широкая полоса у флага малинового цвета. Означает народ – главное богатство Кубани. Зеленая полоса означает степи, поля, луга, сады- природное богатство нашего края.
Воспитатель : Правильно. С давних времен считается Кубань- житница России.
Воспитатель : Ребята мы поиграем с вами в игру, где нам надо вспомнить пословицы и поговорки о Родине. «Продолжи пословицу». Я начну а вы продолжите: Нет в мире краше…. Родины нашей. У народа один дом…Родина. Родину мать- учись защищать.
Береги Родину. как зеницу ока, Жить- Родине служить. Родной край…сердцу рай.
Молодцы. Мы с вами уже сказали, что наша Малая Родина – станица Бжедуховская, и все мы любим свою Родину прочтем стихи о Родине.
Айлин читает стих Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)
Воспитатель : Во всех городах, поселках, хуторах и станицах есть улицы. Назовите улицы нашей станицы
Дети : Светлая, Октябрьская, Подгорная, Красная…
Воспитатель : А сейчас мы поиграем в игру «Достопримечательность нашей улицы». Рассматривание фотографий с зданиями ст. Бжедуховской (школа, клуб, сельский совет, почта, Детский сад, больница, памятники, магазины. и. т. п)
(Дети называют улицы, на которой находиться здание).
Воспитатель: Ребята, вспомним, о чем мы с вами говорили?
Дети : Мы говорили о Родине, о Родном крае, о том, что станица – наша малая Родина, о традиции станицы,
Воспитатель : Как мы должны относится к своей Родине?
Дети : Любить, беречь, гордиться…
3. Заключительная часть (рефлексивный этап) :
1. Как называется наша малая Родина?
2. Какие достопримечательности вы знаете?
3. Как мы должны относиться к своей Родине?
Список отсутствующих:
Подготовил:Коваленко М. Н.