Панкова Лидия
Занятие по окружающему миру в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему : Зимушка Зима
Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы <<Зимушка Зима>>
Составила: Воспитатель МБДОУ д/с № 65 Панкова Л. С
Описание работы: Данный материал может быть использован на занятии по окружающему миру на зимнюю тематику, как педагогами школ раннего развития детей, так и воспитателями дошкольных учреждений.
Публикация «Занятие по окружающему миру в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Тип занятия : Занятие закрепляющего типа.
Цель занятия : Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.
Задачи:
• Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
• Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
• Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;
• Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
• Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Подготовка к занятию : подбор иллюстраций и музыкального сопровождения.
Демонстрационные материалы: красочная коробка от «Зимушки-Зимы», мешочек с поощрительными призами, снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно ходу занятия, аудиозапись песни «Снежный вальс», «Кабы не было зимы.» (из мультфильма «Простоквашино», мультимедийный проектор.
Ход занятия : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Мы с вами будем сегодня беседовать о зиме. Вспоминать о ней, о её природе, красоте, забавах, которые она нам подарила. Ведь скоро мы попрощаемся с ней и будем встречать её через год.
(На экране изображение Зимушки – Зимы и зимние пейзажи) .
Педагог: Давайте рассмотрим иллюстрации, какое время года на них изображено?
Педагог: Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой, этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И. Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)
Педагог: Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится?
Педагог: Ребята, что это за волшебная коробка?
(на столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней карточки с заданиями)
Педагог: Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания!
Задание 1. «Что мы знаем о зиме?»
Педагог: Дети, что мы знаем о зиме?
Рассуждения дете о зиме.
Педагог: Кто знает, сколько месяцев длится зима?
Дети: Три
Педагог: Какие это месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Педагог: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода?
Дети: На улице стало очень холодно, дует сильный ветер.
Шёл снег, появились морозы, метели. Реки и озера покрылись льдом.
(Ответы детей)
Педагог: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!
Педагог: А сейчас настало время поиграть.
Задание 2. Игра «Зимний ветер и снежинки»
(у детей в руках бумажные снежинки, под музыку дети, словно снежинки на ветру, разбегаются в разные стороны, танцуют, кружатся, покачиваются, как только музыка заканчивается, дети должны вновь стать в круг)
Задание 3 «Жизнь животных и птиц зимой»
(На экране появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»)
Педагог: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?
(Ответы детей)
Педагог: Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.
Педагог: Ребята как мы помогали маленьким беззащитным пташкам?
(ответы детей)
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их.
Задание 4. Пальчиковая игра «Медведь в берлоге»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится ( Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот!
Задание 5. «Жизнь растений зимой»
(На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»)
Педагог: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
(Дети высказывают свое мнение)
Педагог: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.
Задание 6. «Жизнь людей зимой»
(На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»)
Педагог: Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
(Ответы детей)
Педагог: Ребята скажите, одежда нам нужна в зимнее время года?
Чем вы любили заниматься зимой? В какие зимние игры любили играть?
Дети: Лепили снежную бабу, играли в снежки, катались на санках, лыжах, на коньках.
Педагог: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица
.
Педагог: Да, ребята, нам сталось встретить последний праздник зимы «Масленицу» Это прощание с Зимушкой, проводы её на север.
Задание 8. Игра «Доскажи словечко»
Педагог: Давайте с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю.
(снег)
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице.
(мороз)
Он всю зиму в шубе спал,
лапу бурую сосал,
а проснувшись, стал реветь
этот зверь лесной …
(медведь)
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это.
(белка)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает.
(снеговик)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим.
(лед)
Мчусь как пуля я вперёд,
лишь поскрипывает лёд,
да мелькают огоньки!
Кто несёт меня …
(коньки)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой.
(снежинки)
Педагог: Молодцы ребята, как дружно вы работали на занятии и с легкостью справились со всеми заданиями Зимушки – Зимы. Я вижу, что вам очень многое запомнилось в это время года, вы многое увидели, узнали, развлекались зимой. А теперь нам пора прощаться с Зимой, и ждать её через год. Занятие окончено и мы с вами возвращаемся в группу.