Брилянт Ширинова
Консультация «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям доо»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательно
учреждение «Детский сад №104 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкара
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям доо».
Подготовила:
Ширинова Брилянт Тапдыг кызы,
воспитатель МАДОУ детский сад №104
г. Сыктывкар, Республика Коми
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Теоретическое обоснование
2. Игровая педагогическая технология
Публикация «Консультация „Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям доо“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
3. Актуальность темы
4. Цель игр с детьми в адаптационный период
5. Основная задача игр с детьми в адаптационный период
6. Ожидаемые результаты
7. Организация адаптационных игр
8. Игры в адаптационный период
9. Приложение
10. Организация работы по адаптации детей к ДОУ
11. Алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад
12. Основные принципы работы по адаптации детей
13. Заключение
14. Список литературы
«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой
в себе и около себя, мир
с миром»
Фридрих Фребель
В сохранении хорошего настроения, положительных эмоций, отвлечения от негативных переживаний помогает игра. Игра- ведущий вид детской деятельности. Она раскрывает наклонности, увлекает и активизирует малышей, помогает объединить их, установить доверительные отношения.
Игровая педагогическая технология.
Технология игровой деятельности (Игровая педагогическая технология) –представляет собой определенную последовательность действии, операций педагога по отбору материала, разработке и подготовке игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведение ее итогов и результатов.
1. Актуальность темы:
Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняются режим дня, характер питания, воспитательные приёмы, характер общения, другими словами «ломается стереотип жизни, позволявший ребенку чувствовать себя спокойно и уверено». Разлука с мамой также является психотравмирующим фактором – появляется чувство тревоги, незащищенности и брошенности. Поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является одной из ведущих.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом работы по преодолению дезадаптации детей раннего возраста является игровая терапия. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Цель игр с детьми в адаптационный период —
— это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период
Игры позволяют решать такие важные в период адаптации задачи, как:
• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• Снижение тревожности, агрессии у детей;
• Формирование у детей доверия к воспитателю;
• Формирование чувства уверенности в окружающем;
• Помощь ребенку в освоении новой среды;
.
Ожидаемые результаты:
Разработанная система игр и игровых упражнений
будет способствовать преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Организация адаптационных игр требует соблюдения определенных условий.
• Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
• Взрослый выступает активным участником игр. Своими действиями, эмоциональным общением он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее значимой для них.
• Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
• Добровольное участие детей. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для остальных наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием.
• Во время игры нельзя ребенка критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и хвалить за каждое правильное действие.
• Игры должны многократно повторяться, систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
Условно игры в адаптационный период можно разделить на две группы:
1. Коммуникативные игры.
2. Игры на освоение окружающей среды (под окружающей средой в данном случае подразумевается игровая, спальная, приемная, умывальная комнаты).
Коммуникативные игры по характеру взаимодействия участников между собой делятся на:
1. вербальные
2. невербальные (невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей).
Так как в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, и маленькие дети очень подвижны, то не обойтись без сенсорных и моторных игр. Но рассматривая более подробно группы адаптационных игр, мы увидим, что сенсорные и моторные игры являются составной частью коммуникативных игр и игр на освоение окружающей среды.
В своей работе мы активно используем названные выше группы игр. Каждая из них помогает нам решать разные задачи адаптационного периода. Так, используемые нами невербальные коммуникативные игры по характеру задач можно разделить на несколько групп:
• Общие хороводы «Карусели», «В детский сад ходили» и другие позволяют сплотить детей в группе, дают каждому ребенку побыть в центре внимания.
• Игры – забавы «Догонялки с куклой, (мишкой, собачкой)», «Прятки с платочком», «Мыльные пузыри», «Игра с солнечным зайчиком» помогают снять нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых движений. Даже малоактивные дети включаются в такие игры.
• Игры в кругу с обращением к партнеру «Передай улыбку (мяч)», «Погладь ладошку» направлены на более тесное невербальное сближение детей.
Среди вербальных коммуникативных игр можно выделить большую подгруппу игр – знакомств и игр – обращений. Например, «Назови по имени», «Кого сегодня нет?», «Ласковое имя», «Передай колокольчик». Цель таких игр – учить ребенка отзываться и называть свое имя, называть другого ребенка по имени, запоминать имена сверстников.
В групповых подвижных играх так же осуществляется активное вербальное общение воспитателя с детьми. Это такие игры, как «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплята», «Отгадаю, кто позвал».
Игры на освоение окружающей среды позволяют нам постепенно знакомить детей с расположением групповых помещений с игровыми уголками, расположением игрушек в группе. Их также можно разделить на несколько подгрупп:
Игры – путешествия «Мы по комнате идем», «Поезд», «Мы гуляем» и. т д. Игры с предметами, направленные на сенсомоторное развитие ребенка и ориентацию в ближайшем окружении «Новая кукла», «Найди игрушку», «Игра в поручения», «Чудесный мешочек», «Где твой шкафчик?».
Отдельно хочется остановиться на играх с песком и тестами. В этих играх не только развивается мелкая моторика пальцев рук, обогащается сенсорный опыт детей, развивается познавательная активность, при действии с кусочком теста или песком у ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность.
Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений:
При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт. Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:
-знакомство; -игры с использованием игрушек и предметов; -контакт руками -телесный контакт.
Игра знакомства
Дай ручку! Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку. —Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Привет! Пока!
Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. —Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. —Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. —Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться —Помаши ручкой на прощание. Пока!
Прятки.
Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка
показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова
прячется. Игру можно повторить несколько раз.
Догоню-догоню!
Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт.
Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.
ИДИ КО МНЕ
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
Давайте познакомимся
Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей).
Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на большие расстояния. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но е можно и разнообразить: например. Вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.
Вариантов может быть множество.
ПРИШЕЛ ПЕТРУШКА
Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушки и прячут их за спиной.
ХОРОВОД
Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружи, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг
Гей!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
ПОКРУЖИМСЯ.
Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе мишку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняют движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к стульчикам и присаживаются за ними. Игра повторяется. Вместо стульев можно использовать зонтик: когда «идет дождик» - дети прячутся под раскрытый зонтик, когда «светит солнышко» - педагог закрывает зонтик, а дети бегают по всей площадке.
МЯЧИК.
Дети рассаживаются полукругом на коврике, воспитатель располагается напротив детей. Ведущий держит мяч, называет свое имя и имя того, кому катит мяч. Таким образом, дети быстрее запоминают имя воспитателя и имена своих сверстников. В дальнейшем игру можно разнообразить, например: рассадить детей кружочком, чтобы они могли катать мяч друг другу.
ИГРА С СОБАЧКОЙ.
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. Дай собачка Пете лапу! Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу и поздороваться. При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ
Участники садятся в круг, ведущий передает по кругу любой игровой персонаж (кошечка, собачка и т. д., предлагая следующие действия. Сейчас кошечка мягкая, пушистая, добрая будет слушать, как мы дышим, прикладывая кошечку к грудке, ласкать, прикладывая к ручкам, ножкам
Обращение к детям по имени, в ласковой форме.
ЧЕЙ ГОЛОСОК?
Дети садятся полукругом, ведущий – впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий называет того, чей голос он услышал. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
ПОД ЗОНТОМ
Взрослый показывает детям яркий зонт. «Ой, кажется, дождик капает (вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь). Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик открывайся быстрее! Открылся! Скорее, скорее, бегите все ко мне под зонт! Всех спрячу: и Петю, и Олю (называет каждого ребенка по имени). Вот как хорошо. Все ребятки спрятались под зонт! Все, дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь ко мне под зонтик!» Игра повторяется 2-3 раза.
ЗАЙКА
Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Воспитатель поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЕЛЕ-ЕЛЕ
Дети вместе со взрослым бегу по кругу. Воспитатель говорит или поет:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра
ЗДРАВСТВУЙ КОТИК
Взрослый надевает на руку куклу кота или другого животного, а дети здороваются с игрушкой, называя себя ласковым именем
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСВОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕБЕНКОМ.
Под окружающей средой в данном случае подразумевается помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты) взрослые, работающие в саду (медсестра, узкие специалисты и др.)
Начинать надо с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы.
В нашей группе
Педагог предлагает малышам сесть на коврике, хлопать в ладоши, приговаривая: В нашей группе, в нашей группе
Много маленьких ребят.
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех сидящих детей:
А у нас есть Оля,
А у нас есть Саша и т. д.
Много маленьких ребят.
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят (педагог обнимает всех малышей).
Вот такие вроде бы простые игры помогают намного легче пройти период адаптации в детском саду.
Поезд
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд» : «Я – паровоз, а вы вагончики» Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход. Останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
НАЙДИ ИГРУШКУ
Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например:
«Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке). Затем сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.)
Позже можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду», через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т. д.
Освоив группу можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и с его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду ( целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет и т. д., знакомиться с людьми, работающими там.
ЧЬИ ВЕЩИ?
Цель данной игры – закрепить имена работников детского сада.
Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник, половник, гармошка или др. музыкальный инструмент и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться – сам он не помнит, где чье.
КАК ПРОЙТИ?
Цель: помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение.
Примерная схема проведения игры.
Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему надо делать? – Пойти к врачу. Но Степашка не знает где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Трем –четырем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (медработники предупреждаются о предстоящем визите заранее). Воспитатель комментирует весь путь до кабинета (сначала выйдем из группы, затем спустимся по лесенке, потом пройдем по коридору и дойдем до медицинского кабинета) и обратно. Можно ориентироваться на какие, то предметные признаки: спустимся по лесенке и сразу же после нарисованного зайчика свернуть…. Вылеченный Степашка благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей.
Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы кати, взять интересную книгу или игру у методиста.
ПРЯЧЕМ МИШКУ.
Воспитатель прячет знакомую детям так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. После того как игрушка будет найдена, воспитатель проговаривает место, где была спрятана игрушка, например: «Наш мишка спрятался на полочке, где стоят все машинки», или «мишка спрятался в корзинке для мячиков».
СОБИРАЕИ ИГРУШКИ.
Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее на место. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее на место. Пока вы складываете игрушки напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем». Или:
А теперь за дело дружно, Динь-ля-ля, динь-ля-ля!
Убирать игрушки нужно! Кушать (гулять, спать) нам уже пора!
Мигом мы взялись за дело- Все машины ждут,
И работа закипела! Куклы, мишки ждут,
Когда к ним подойдут
И на место уберут.
Организация работы по адаптации детей к ДОУ
Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
С поступлением ребенка двухлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений.
Все эти изменения наваливаются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптироваться.
Термин "адаптация" в переводе с латинского – это процесс приспособления функций организма к условиям окружающей среды.
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка.
Поэтому режим дня, методически правильное проведение всех режимных моментов, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка.
Алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад
1-й шаг- приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2-ой шаг - приход ребёнка вместе с родителями в группу вечером, во время свободной игровой деятельности;
3-ий шаг - ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо вечером, во время свободной игровой деятельности;
4-ый шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;
5-ый шаг – ребёнок остается один с завтрака до обеда;
6-ой шаг – ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
7-ой шаг – ребёнок один остается до полдника.
8-ой шаг – ребёнок остается один на целый день.
Основные принципы работы по адаптации детей :
1. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
2. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
3. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
4. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
5. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Заключение
Таким образом, можно отметить, что использование игровые технологии, несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, помогают успешно преодолеть адаптационный период в детском саду.
Использованная литература
• Пыжьянова Л. В. Как помочь ребёнку в период адаптации. //Дошкольное воспитание. -2003.-№2
• Хабарова Е. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании»
• Интернет ресурсы