Лариса Лазарева
Театрализованные игры — эффективный способ коррекционного воздействия на речевое развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речевое развитие ребёнка.
Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста, имеет ведущее значение, как необходимое условие развитие интеллекта, психических процессов, личности в целом.
Публикация «Театрализованные игры — эффективный способ коррекционного воздействия на речевое развитие ребёнка» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В массовых группах есть дети с неустойчивым вниманием, слабой слуховой и зрительной памятью, слабой выраженной функции мотивации и контроля, у некоторых детей имеются недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной сферы, нечёткая дифференцированность словаря, элементы нарушения грамматического строя, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, несформированность целенаправленной деятельности, незрелость эм оционально-волевой сферы - всё это влияет на формирование игровой деятельности. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. В связи с этим в работу с детьми необходимо включать театрализованные игры и игровые упражнения, которые повышают речевые навыки, способствуют развитию психических процессов и повышают эмоциональное раскрепощение ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений, Исходя из особенностей психического развития детей, почти все театрализованные игры строятся на материале сказок. Тематика т. и. может быть очень разнообразной - наш детский сад, семья, игрушки, времена года, мебель, посуда, из жизни животных, растений, труд людей, транспорт, игры на этические темы. Каждая игра включает в себя этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи - словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.
Можно использовать различные виды театрализованных игр - кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли. В кукольном театре могут быть представлены режиссёрские игры с использованием настольного плоскостного или стендового театра / на фланелеграфе или магнитной доске /, а так же театры на руке / пальчиковые, варежковый, бибабо, конусный /.
Игры-драматизации, игры-спектакли представлены как переработанные тексты этического характера, проблемных ситуаций, ситуаций из жизни детей, адаптированные сюжеты сказок.
К театрализованной игре важно подводить детей постепенно. Последовательность работы может быть следующей.
1. Знакомство с текстом
Цель – ввести детей в тему, создать эмоциональный настрой / сочувствие и готовность подражать правильным поступкам персонажей /, знакомить с правилами поведения и словами-обобщениями, выражающими нравственные представления.
*Методы и приёмы - инсценированный рассказ педагога, пояснительное чтение специально адаптированных текстов.
2. Игра-беседа с персонажами
Цель - поддерживать интерес к игрушкам, обогащать эмоционально-чувственный опыт детей, уточнять нравственный смысл текста.
Методы и приёмы - ответы на вопросы педагога о причинах эмоциональных состояний персонажей, их поступков, самостоятельные действия с игрушками и куклами.
3. Повторное чтение - разыгрывание текста
Цель - уточнять, закреплять, обогащать словарь детей, объяснить значение незнакомых или малопонятных слов, учить средствам пластической выразительности.
Методы и приёмы – анализ текста по вопросам, подбор характерных для персонажей выразительных особенностей движений и речи.
4. Беседа по картинке или серии картин и драматизация фрагментов текста.
Цель - учить передавать содержание текста с помощью прямой речи или диалога, стимулировать выразительную речь, сопровождаемую жестами и мимикой.
Методы и приёмы - рассматривание картинок, обыгрывание дидактических игрушек, беседа по вопросам.
5. Самостоятельный пересказ
Цель - вызвать интерес к самостоятельному чтению, закреплять и активизировать слова, необходимые для передачи эмоционально-нравственного содержания текста.
Методы и приёмы - пересказ, разыгрывание отдельных эпизодов, рисование по сюжету текста, составление книжек-самоделок.
6. Подготовка к театрализованной игре по усвоенному сюжету
Цель - способствовать принятию и реализации роли, учить распределять роли, тренировать в выразительной передаче речевого содержания текста, эмоциональных состояний и характерного поведения персонажей, учить анализировать игру.
Методы и приёмы - изготовление костюмов и атрибутов, показ игровых возможностей той или иной роли.
В театрализованных играх есть замысел ролевые действия. Одна из ведущих ролей в ней принадлежит педагогу. Дети вначале являются зрителями, они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованной игре. Речь педагога на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как педагог говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения, стараются чувствовать интонации, построенные на контрастах.
Особое внимание при этом необходимо уделить
*анализу сюжета игры
*разбору действий и поступков героев
*уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении
*сравнительным характеристикам героев
Постепенно творческая активность детей возрастает - дети пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании / радостно, удивлённо, грустно, громко, тихо, быстро, медленно /.
Так, постепенно у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. В театрализованных играх может использоваться музыка, которая подчеркивает характер героев, помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече- двигательного анализатора, балансируют процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.
Для педагога выразительное чтение - это не просто умение, это - мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог даёт образец правильной и образной речи. В дошкольном возрасте ребёнок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение. - он пытается воспроизвести речь так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями.
Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью. Умение выразительно говорить - не природное умение - его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса.
Существует ряд упражнений
*на дыхание, на регулирование силы голоса, по работе над дикцией, на развитие речевого слуха.
В этих упражнениях рекомендуется соединять техническую и смысловую выразительность речи, т. к. слух и внимание детской аудитории мобилизуются не столько громкостью голоса, сколько содержательностью и смысловой наполненностью речи.
Упражнения на дыхание
Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот \ полость рта работает как усилитель голоса /. Научиться регулировать дыхание - то в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть лёгким, естественным. Нельзя делать вдох до полного - до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.
Упражнение 1
Умыли котята лаза и носы,
И щёчки, и лобики, даже усы,
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки.
Упражнение 2
«Сядьте на стул, расправьте плечи, чуть поднимите голову, сделайте выдох, не прилагая к тому специальных усилий. Не торопитесь делать вдох, Сделайте его через нос только тогда, когда захочется вдохнуть. Повторите это несколько раз. Выполняйте с удовольствием!»
Навыки правильного дыхания следует развивать и укреплять на материале специально подобранных стихотворных текстов, постепенно увеличивать количество строк, произносимых на одном выдохе.
Посреди двора – гора,
На горе идёт игра,
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок,
Чистый, жёлтый и сырой,
Хочешь – рой, хочешь – строй,
Хочешь – куклам испеки золотые пирожки.
Приходите к нам, ребята,
Не забудьте взять лопаты,
Экскаваторы, совки,
Вёдра и грузовики,
Тут и крики, тут и смех,
И работа есть у всех!
Упражнения на управление силы голоса
Для выразительности речи необходимо правильно пользоваться основным инструментом - голосом. Сила голоса имеет - громкость, высоту, тембр, полётность, гибкость. Необходимо детей обучать регулировать тембр, голоса, мелодику речи. Полнота и разнообразие голосового звучания определяются наличием обертонов, потому надо усиливать действие резонаторов, носового и грудного, в полости рта и гортани. Специальные упражнения направлены в первую очередь на разработку носового резонатора, а через него на остальные. Все они находятся в постоянном взаимодействии - работа носового резонатора вызывает работу резонатора в полости рта и гортани.
-Проговаривание - беззвучно артикулируя, шёпотом, выделяя слоги, или громко, подчёркивая ритм, можно убыстрять темп.
-Тили-бом, тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом!
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка с фонарём,
А собачка с помелом,
Серый заюшка с листом,
Раз, раз - и огонь погас!
Низкий или высокий голос - индивидуальная особенность каждого человека, но в небольших пределах высоту голоса можно научиться менять. Сказка «3 медведя» - одну и ту же фразу разными голосами произносят Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
Упражнения в работе над дикцией
Дикция - это ясное, чёткое произнесение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание её. Недостатками речи являются - неотчётливое произношение звуков, «бормотание», проглатывание окончаний слов и т. д. Учить детей необходимо тому, что согласные звуки надо произносить чисто, легко, без лишнего нажима, гласные - свободно, вокально, достаточно громко.
Отрабатывать произношение отдельных звуков, произнося чистоговорки, скороговорки., отчётливо выделяя повторяющийся звук.
*Завизжала пила, зажужжала пила.
Два дроворуба. Два дровосека два дровокола.
По Чите течёт Читинка.
Или, например, отчётливо выделять шипящие звуки, подчёркивая ритм.
И сейчас же щётки, щётки,
Затрещали, как трещётки,
И давай меня тереть
Приговаривать:
Моем, моем трубочиста,
Чисто, чисто, чисто, чисто,
Будет, будет трубочист,
Чист, чист, чист, чист.
Необходимо предварительно дать детям установку - каждый звук произносить чётко.
Упражнения на развитие речевого слуха
Развивать слуховое внимание, учить дошкольников слухом контролировать свою речь, значит предупредить многие ошибки в произношении.
Большое значение имеет постановка логического ударения. Необходимо показать детям варианты как произносится вопрос, где голос понижается, а где повышается. Например.
-У меня зазвонил телефон
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада.
_Для кого?
-Для сына моего.
_А много ли прислать?
-Да пудов эдак пять, или шесть
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
Поговорка «Проворонила ворона воронёнка»- упражнение на передачу интонацией разное отношение к случившемуся / сожаление, радость, удивление, просто констатация факта /.
Учить задавать вопрос важно интонационно подчёркивать слово, направляющее ответ. Это в первую очередь вопросительные местоимения и наречия, но могут быть и другие части речи., например.
- Заяц белый, куда бегал?
-В лес дубовый
-Что там делал?
- Лыко драл
-Куда клал?
-Под кусток
-Кто украл?
-Родион
-Выйди вон!
Выводы
*в процессе театрализованных игр расширяются знания детей об окружающем мире
*развиваются психические процессы – внимание, восприятие, память, воображение, стимулирующие мыслительные операции
*происходит развитие различных анализаторов – слухового, зрительного, рече-двигательного, кинестетического
* активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи. звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность
*совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений
*развивается эмоционально-волевая сфера
*происходит коррекция поведения
*развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения
*стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности
Литература для воспитателей -Журнал «Дошкольное воспитание» 2002 №7-12, 2003 № 1-4
Н. Сорокина «Театрализованные занятия в детском саду»
Автором разработана система занятий, этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции, а так же этюды, обучающие управлять театральными куклами различных систем. / по месяцам сентябрь- май для всех возрастных групп, начиная со 2 младшей гр. /
*Н. Н. Трофимова. Детский театр — источник творческого развития ребенка
*З. А. Позднякова. Театрализованная деятельность как условие всестороннего развития ребенка
*В. Г. Харлашина, Н. С. Шемелина. Роль театральной деятельности в работе с детьми
*Л. Н. Дардаева. «Сказочные» задачи в театрализованной деятельности
*Е. С. Соседова. Основные подготовительные этапы работы над спектаклем с дошкольниками
*В. А. Малая. Пальчиковая гимнастика — одно из средств подготовки маленького актера
*А. Н. Лобова. Театральные игры в детском саду
*Н. В. Ахмедова. Театрализованные игры
*Н. И. Кочко. Тени показывают сказки
*И. В. Горбунова, Н. Д. Громова, В. А. Гунякова. Проект «Театр дошколятам»