Светлана Болгерт
Театрализованные игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. Театрализованные игры в детском саду.
«Театрализованная деятельность является
неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,
приобщает его к духовному богатству.
Постановка сказки заставляет волноваться,
сопереживать персонажу и событиям,
и в процессе этого сопереживания создаются
определённые отношения и моральные оценки,
просто сообщаемые и усваиваемые». (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Театрализованные игры в детском саду» размещена в разделах
Сегодня широко и фундаментально решаются проблемы образования и воспитания, задачи приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное произведение позволяет ребёнку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.
Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают художественные способности, творческий потенциал, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Для успешного развития связной и выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды. В этом огромную помощь оказывают театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Развитию театральной деятельности способствуют сюжетные рисунки детей. Дети с удовольствием рисуют сказочных героев сказок: «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Незнайка», «Приключения Буратино» и др.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, активизируется словарь. Поэтому я поставила перед собой задачу развивать у детей интерес к различным видам театральной деятельности (настольный, кукольный театр, пальчиковый, теневой театр, игры-драматизации, фланелеграф). Работу начинаю с драматизации стихов и потешек. Прочитала детям потешку или стихотворение - тут же проиллюстрировала ее с помощью настольного театра игрушек или картинок. Это заинтересовывает детей, побуждает их к заучиванию текста, а также к действию детей с этими игрушками.
Дети очень любят участвовать в драматизации сказок, а также играх-драматизациях. Но все же некоторые дети остаются пассивными. С ними я занимаюсь индивидуально.
Занятия с детьми театрализованной деятельностью – одна из форм образовательного процесса в детском саду. Театрализация доставляет детям не только радость, она рассматривается намного шире в рамках детского сада. Театрализованная деятельность развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка, формированию личностной культуры, развитию социальных навыков.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Театрализация обогащает эмоциональную сферу ребёнка, развивает его творческие способности. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.
Выступления на сцене, перед аудиторией позволяют свободно держаться в повседневной жизни. Дети с удовольствием разыгрывают небольшие этюды, сценки из знакомых сказок, изображают своих мам, пап, героев из мультфильмов, сказок. Я учу детей рассказывать, пересказывать фантазировать, изменять конец сказки, сочинять собственные истории, небылицы. У ребят все больше просыпается интерес к образным словам и выражениям, к пословицам и поговоркам. Они начинают употреблять их в своей речи.
Мы также привлекаем и родителей к активному участию в театрализованных занятиях. В нашей группе сложилась традиция – устраивать театральный показ. Родителям очень нравится, видят своих детей в другом образе, в другом характере. Родителей мы не только привлекаем к просмотру, но и к участию в изготовлению костюмов. Они шьют для своих детей не только костюмы, но и делают маски, атрибуты, декорации к сказкам. На родительском собрании мы решили показать сказку «золушка». Мы создали благоприятную атмосферу для театрализованной деятельности, создали между детьми отношения доброты, сердечности и любви. Они тоже поддерживают интерес детей к театрализованной деятельности. Выбор спектакля — серьезная задача. Конечно, в младшем дошкольном возрасте сказку, стихотворение или какой то этюд выбирает воспитатель, но уже хорошо известные сказки, дети сами выбирают и играют в самостоятельной, творческой деятельности. Если дети испытают какую либо сложность, то пропадет интерес и ничего не получится. А с детьми старшего возраста можно и нужно выбирать вместе произведения, причем и обсуждать выбор ролей. Мы делаем так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Дети обсуждают количество ролей, назначают актеров, продумывают декорации, озвучивание. Здесь они учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми: музыкальным руководителем, воспитателем. Педагоги стараются сделать это так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе. Воспитатели испытывают определенные трудности при организации театрализованной деятельности, в частности постановки спектакля, так как приходится заниматься индивидуально с каждым ребенком, продумывать режим детской деятельности, подбирать для каждого оптимальный вариант сложности. Наш опыт свидетельствует, что занятия театром дают большой эффект в развитии интеллекта, в воспитании выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности. Соблюдение принципа добровольного участия в спектакле позволяет стимулировать активность каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, потому что, если предлагаемое не нравится ребенку, не соответствует его внутренним возможностям, он имеет право не участвовать в самом спектакле. Но он не остается в стороне: постановка спектакля — дело многогранное. Для каждого найдется работа.
В ходе работы над спектаклями создаются условия для речевого развития детей. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Дети с большим интересом и желанием выступали перед родителями, а затем и перед маленькими зрителями. В процессе показа сказки артисты использовали различные средства выразительности (мимика, жесты, движения); согласовывали свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру). Мы очень благодарны своим родителям за помощь и понимание.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель: сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Театрализованные игры помогают нам создавать радостную, непринужденную обстановку в группе, делать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнять её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли использовать в повседневной жизни.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
В театрализованной игре также осуществляется и эмоциональное развитие:
дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Наблюдая за детьми в свободной деятельности, они сами что-то сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Подготовку спектакля мы обычно строим по следующей примерной схеме:
1. мы вместе читаем сказку, обсуждаем его, выбираем, кто кем хотел бы быть, какой тот или иной герой: плохой, хороший.
2. рисуем персонажей (воспитатель) лепим сказку (с учетом возраста, как бы моделируя спектакль в пластилине.
3. слушаем музыку и вместе выбираем определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму предоставляет педагог сам)
4. по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, где будет наше действие, готовим подарки гостям; репетируем, играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создает настрой, помогает лучше передать образ героя и создает необходимую атмосферу.
Театральная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет и на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. То есть театрализованные игры развивают ребенка всесторонне.
Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками и педагогами в необычном волшебном мире.
Литература
Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 в театрализованной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2001-№ 2
Ершова, Л. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания, в театральном образовании [Текст] / Л. П. Ершова // Эстетическое воспитание – М. : Гном, 2002-164с.
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение, 1991.
Кобалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М. : АО-Аспект пресс, 1993.
Ушакова О. С., Струнина Е. М., Максаков А. И. и д. р. Занятия по развитию речи.
М. : Совершенство, 2001.
Ушакова О. С и д. р. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М. : ИПТ, 2001.
Ушакова О. С., Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М. : Т. Ц. Сфера, 2002.
Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М. : Т. Ц. Сфера, 2001, 2002.
Эмоциональное развитие дошкольника. М. : Просвещение, 1985.