Любовь Щербакова
Театрализованные игры в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги! Игра – наиболее доступный ребенку и
интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и
эмоций.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление
предметов и звуков.
Театрализованная игра является одним из видов творческих игр в
дошкольных учреждениях. Занятия театрализованной деятельностью не
только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них
способность к состраданию, переживанию, активизируют мышление,
Публикация «Театрализованные игры в ДОУ» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в
коллективе.
В этом году я работала с детьми первой младшей группы. Но уже в
таком раннем возрасте я старалась привить любовь и интерес к
театрализованной игре. Надев на руку куклу-котенка, собачку, петрушку,
читала потешки, шутки, попевки, подражала голосам животных, вызывая тем
самым у ребенка положительно эмоциональную реакцию. Так же
разыгрывала знакомые детям сказки, стихи, небольшие рассказы с помощью
настольного театра, фланелеграфа. Так, например чтение стихотворения
А. Барто из цикла «Игрушки» сопровождала действиями соответствующими
персонажами зайкой, мышкой и бычком.
Сказку «Репка» иллюстрировала с помощью плоскостных кукол. А
с веселым петрушкой даже и не прячущимся за ширмой, дети охотно
здоровались за руки, отвечали на его вопросы.
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей,
пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через
образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят,
2
огорчаются вместе с ними. Могут плакать над неудачами любимого героя,
всегда готовы прийти к нему на помощь. Тематика и содержание
театрализованных игр имеет нравственную направленность, которая
заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти
место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость,
доброта, честность и смелость. Любимые герои становятся образцами для
подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся
образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы
театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием
перевоплощаясь, в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и
присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли
детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение
поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на
дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку
положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети
в большинстве случаях должны подражать добрым, честным персонажам. А
одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение
удовлетворения, которые служат стимулам к дальнейшему контролю за
своим поведением.
С детьми по теме театрализованная деятельность я работаю уже давно.
И со временем стала замечать, что дети наряду с положительными героями
могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В
театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа
сложнее, чем при обычном чтении литературного произведения. Особое
значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили
плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу,
совершившего его. Отрицательный образ потеряет свою привлекательность,
а значит, и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех,
осуждение. Но дошкольники вряд ли смогут достичь нужного для этой цели
уровня выразительности. Например, передать черты злых, хитрых, жадных
3
персонажей с достаточной иронией. Их исполнение может и не вызвать
отвращение к аморальному, а наоборот побудить к подражанию. К тому же
не всегда находятся желающие играть непривлекательный персонаж, так как
многие сообразительные дети сразу же отказываются от такой роли. Но
иногда бывает и так: стремление активно участвовать в игре толкает ребенка
к исполнению любой, даже отрицательной роли. Чтобы привлечь внимание
сверстников к себе, он готов шутовски смешить их. Так постепенно образ как
бы прилипает к ребенку, и, в конце, он начинает вызывать насмешки, и
поэтому отрицательные роли я исполняю сама. Стараюсь, чтобы их
внешность была отталкивающей, негативную характеристику дополняю
интонацией.
Еще одна проблема отрицательного персонажа – последствия его
поступков: волк пострадал из-за своей кровожадности («Красная шапочка»,
Ленивица – за грубость, жадность, наглость («Двенадцать месяцев»). Но
может быть, иногда следует прибегать к приему творческого изменения
концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно
перевоспитать. И тогда я предлагаю изменить конец сказки и замечаю, с
какой радостью дети начинают творить добрые дела.
Вместе с тем я учу детей объективно оценивать свои поступки и не
просто подражать положительному, но и контролировать свое поведение.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность
ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое
педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом
удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр
усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может
удовлетворить разносторонние интересы детей.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы
детского сада: ознакомление с общественными явлениями, формирование
элементарных математических представлений, до физического
совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения,
4
эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в
целях всестороннего воспитания личности.
С помощью театральных игр я знакомлю детей с явления
общественной жизни, с природой, с предметами ближайшего окружения, что
способствует накоплению опыта, необходимого для возникновения
творчества, и в свою очередь составит последствия содержания
театрализованных игр, упражнений и спектаклей. А умело поставленные
вопросы побуждают детей думать, анализировать довольно сложные
ситуации, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Я
много работаю над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний. Давая новую роль, особенно диалог персонажей, я стараюсь,
чтобы дети ясно, четко, понятно изъяснялись. У детей улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно
пользоваться словарем, который, в свою очередь тоже пополняется.
Так же создаю условия для самостоятельных театрализованных игр,
где дети могут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время
подготовки и разыгрывания спектакля я всегда разговариваю с детьми
вежливо и ласково, слежу, чтобы они также обращались друг с другом,
помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальность
действительности.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с
родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений,
когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся
активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их
художественно-речевой деятельности. Многие родители изготавливают
вместе с детьми костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Для
проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в
домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.
5
Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а
главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Прививая эстетику детям, мы вместе оформляем спектакли. Дети
активно участвуют в подготовке атрибутов, декораций, все это развивает их
вкус, воспитывает чувство прекрасного.
Эстетическое влияние театрализованных игр, может быть и более
глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают
нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают
соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают
жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры
приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители,
сколько активные участники.
Прогрессивное, развивающее значение театрализованной игры состоит
не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в
том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению
потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной,
что является одним из важнейших факторов психологической готовности
ребенка к обучению в школе.