Фаузия Багаутдинова
Театрализованные игры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Театрализованные игры дошкольников»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Принимая участие в театрализованной деятельности, малыши знакомятся с окружающим миром, совершенствуется речь, звуковая культура речи, ее интонационный строй, активизируется словарь, улучшается диалогическая речь и грамматический строй.
Публикация «Театрализованные игры дошкольников» размещена в разделах
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения: через художественную литературу, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель моего сегодняшнего выступления
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах театрализованной деятельности – средстве раскрепощения детей;
- Развитие творческого потенциала педагогов и использование методов театрализации в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Организуя театрализованные игры, иногда наблюдала случаи отказа от участия в этом виде деятельности. Это происходит не потому, что они не хотят влиться в общую игру, а в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой деятельности.
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами, боязнью, замкнутостью, советую использовать театрализованные куклы, потому что они напоминают малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. Встреча с театрализованной куклой помогает малышам снять напряжение, расслабиться, создает радостную атмосферу. Играя, с «актерами», участвующими в спектакле, ребенок незаметно для себя включаются в театральное действо.
Поэтому чем раньше начнем заниматься с детьми кукольным театром, тем быстрее научим их преодолевать неуверенность в себе, общаться со сверстниками и взрослыми.
Детей приобщать к миру театра необходимо с первой младшей группы и раньше. Сначала воспитатели и старшие дошкольники показывают небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров.
К концу первой младшей группы, накопив определенный опыт дети пытаются самостоятельно участвовать в кукольном мини – спектакле.
Сейчас хочу остановиться на тех видах театров, которые могут использовать ваши малыши:
- фланелеграф;
- пальчиковый театр;
- театр рукавичек (перчаточные куклы ребенок не сможет самостоятельно надеть на пальчики);
- настольный театр;
Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа
I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;
II этап - реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).
III этап - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.
Порекомендую вам некоторые особенности руководства в разных возрастных группах детского сада:
Например в младших группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.
Направления работы в данной группе:
а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр;
б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;
в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным имп-ровизациям.
В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:
Углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;
Продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);
Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи;
Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета;
Начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.
В старших группах возможности детей возрастают.
Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом,
Упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой;
Осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления; дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.
Все эти виды театров позволяют неуверенным деткам учиться вести диалог, они себя не стесняются, тем самым готовятся к игре с партнерами.
А вот несколько советов как вовлечь застенчивого ребенка, не травмируя его психику, в игру:
- чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на выступлении, никогда не давайте ему исполнять роль одному, а поставьте его с уверенным, эмоциональным партнером: две собаки в р. н. с. «Заюшкина избушка» и т. д. ;
- если ребенок, не хочет играть роль какого – либо персонажа, можно предложить помочь расставить декорации, раздать маски и т. д. ;
- можно дать роль, где используется только звукоподражание: мышка из р. н. с. «Репка», которая только пищит пи-пи-пи и т. д. ;
- также одним из вариантов может служить использование шумового оркестра, где ребенок будет одним из музыкантов: общая пляска в сказке «Теремок»;
- еще можно воспроизводить текст сказки или потешки, а ребенок выполняет только действие;
- обязательно надо хвалить детей, подбадривать, благодарить;
- очень хорошо раскрывает, раскрепощает малыша, использование ширмы, которая является своего рода защитой от зрителя. Ведь многие детки перед зрителями скованны, зажаты, а за ширмой они чувствуют себя более уверенно, он более раскован;
- совмещение кукольного спектакля и театрализованной игры дает возможность всем детям раскрыть себя: неуверенный – за ширмой, а детишки хорошо владеющими собой, лицом к лицу к зрителям.
Но, конечно же, главным средством раскрепощения детей является создание между взрослым и малышом отношения доброты, сердечности и любви. Желание понять психологические проблемы ребенка и вовремя справляться с возникшими проблемами.