Ольга Фомина
Театрализованные игры как средство формирования интонационной выразительности речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства является важнейшим этапом в формировании личности ребенка. Это период активного усвоения ребенком устной речи, а также становления и развития всех её сторон. Формирование интонации – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.
Публикация «Театрализованные игры как средство формирования интонационной выразительности речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путём, в процессе общения со взрослыми. В то же время очень часто педагоги дошкольного образовательного учреждения сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к праздникам, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх – драматизациях.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что интонация – важное смыслоразличительное средство языка, благодаря чему мы выражаем различные цели и потребности, которое необходимо формировать в младшем дошкольном возрасте.
Одним из малоисследованных направлений считается использование средств театрализованной деятельности, в целях формирования интонационной выразительности речи у младших дошкольников. При помощи средств интонационной выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально – волевых отношений. Мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.
Г. Белинский обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Такие ученые, как Н. М. Баженов, Ч. Дарвин, И. И. Рыданова, Н. Д. Светозарова относят к интонационному оформлению речи четкость дикции, логическое ударение, чистоту звучания голоса, лексическое богатство, точное выражение мысли и эмоций.
Исследованиями формирования интонационной выразительности в театрализованной игре в период младшего дошкольного возраста занимались известные ученые: Л. В. Артемова, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Д. В. Менджерицкая. Однако проблема организации театрализованной игры в дошкольном учреждении раскрыта недостаточно.
В отечественной дошкольной педагогике проведено большое количество исследований по вопросам формирования выразительности речи посредством театрализованных игр такими авторами, как Г. И. Батурина, Р. И. Жуковская, Бородич А. М.
Известно незаконченное исследование по организации театрализованных игр в дошкольном учреждении Л. С. Фурминой, а также несколько научно – методических и практических статей, посвященных театрально – игровой деятельности (Т. Неменова, Г. Прима, Е. Рубенок Р. Сигуткина, В. Силивон).
Разнообразие театрализованных игр помогает дошкольнику развиваться во многих направлениях. Игра любого дошкольника наполнена разнообразными эмоциями: удивлением, радостью, волнением и восторгом. И это дает возможность использовать игру не только для воспитания и развития личности дошкольника, но и для коррекции и профилактики его психических состояний.
Огромное значение игра оказывает на развитие речи - от каждого ребенка, включенного в игру, требуются определенные способности к коммуникации. Ребенок, который не в состоянии внятно изложить свои пожелания относительно хода игры, если он не понимает словесные инструкции товарищей по игре, то им просто будут тяготиться сверстники. В этом случае эмоциональное неблагополучие стимулирует развитие речи.
Основные направления работы по развитию речи у младших дошкольников следующие :
• Расширение словарного запаса детей - речевой запас слов человека. Он может быть активным – это словосочетания, которыми пользуется человек для построения фраз, и пассивным – это слова, которые человек понимает, но не использует в своей речи.
• Развитие звуковой культуры речи – это звуки и их обобщающие типы, которые служат для различия звуковых видов слов, а также интонации, ударения.
• Развитие грамматического строя речи - правила и законы изменения и образования слов, словосочетания и построения предложений.
• Развитие связной речи (монологической и диалогической) – это понятная для окружающих речь.
• Развитие образной речи – это способность при помощи слов создавать образы явлений и предметов.
• Интонационная выразительность - включает в себя мелодику (нежность, певучесть, темп (скорость речи, паузы (временная остановка в речи, силу голоса (громкость звучания, логическое ударение (выделение голосом слов, фразовое ударение (выделение голосом фразы слов).
Театрализованная игра также задействована во многих областях: формирующих интонационную выразительность речи детей ( умение определять эмоции человека: мимику, жесты, интонацию; умение ставить себя на место актера в разных ситуациях) через интеллектуальное, коммуникативное, художественно – эстетическое воспитание и развитие музыкальных и творческих способностей. Такие авторы, как Сорокина Н. Ф., Менджерицкая Д. В., Ануфриева Г. В., утверждают, что на сегодняшний день в детских садах дети очень мало играют в игры, а тем более в театрализованные. Очень доступно театрализованные игры дают понять детям о нравственных качествах.
Рассмотрим понятие выразительности. Риман Г. дает такое определение выразительности : выразительность – тонкая нюансировка при исполнении музыкальных произведений, деталей которой не в состоянии изобразить нотное письмо; сюда относятся небольшие замедления и ускорения темпа, динамические усиления и ослабления, а также оттенки в акцентах и тембре звука, достигаемые посредством различных приемов. Выразительность может быть речевой и интонационной. От латинского слова экспрессия - выражение - яркое проявление чувств, настроений, мыслей. В широком смысле — повышенная выразительность произведения искусства, достигаемая всей совокупностью художественных средств и зависящая от манеры исполнения и характера работы [1]. Таким образом, выразительность - эффективность выражения; способность ребенка выражать внутреннее состояние.
Интонация (от лат. Intono – громко произношу) – совокупность просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр и др. [2].
В энциклопедии практической психологии дается такое определение: интонационная выразительность – это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. Интонационная выразительность зависит в первую очередь от развития мимики, развития пластики человека, использование им выразительных движений, богатства жестов, темперамента, энергетики человека.
Мимика - выразительные движения лицевых мышц, выражение лицом своего состояния, своих эмоций, чувств и отношений. Выразительные движения (англ. expressivemovements) — то, что выдает, передает, отражает и формирует состояние человека. Обычно это выражение лица (мимика, выразительные движения тела (пантомимика, жесты и выразительные интонации. Выразительные движения - своеобразный и богатый язык для передачи оттенков эмоций, чувств, оценок, желаний и отношений. Жест - телодвижение, особенно движение рукою, сопровождающие речь для усиления ее выразительности или заменяющее ее [3].
Таким образом, театрализованная игра одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет воспитателю использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Влияние театрализованной игры на формирование интонационной речи детей неоспоримо. Дети младшего возраста учатся через такие игры выражать свои чувства, быть раскрепощенными, правильно строить свою речь.
Одним из наиболее эффективных методов в формировании интонационной выразительности детской речи является театральная деятельность с детьми. Театральные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно - речевой и игровой деятельности. Использование знакомых и любимых сказок, которые концентрируют в себе всю совокупность средств русского языка, предоставляют возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании. Работа с детьми по сочинению сказок проводится небольшими группами. Максимальное количество детей 5 – 6 человек. Одним из условий обучения является то, что дети должны хорошо знать содержание сказки и уметь отступать от него. Творческое задание позволяет ребёнку усвоить варианты действий и взаимодействий героев, учить представить персонаж в каком-либо месте и составить про него небольшой сказочный текст [4].
Обучение детей проводится поэтапно. После того, как дети определили, где оказался герой, начинается работа непосредственно над составлением текста. Воспитатель добивается от детей полных ответов. Затем идёт придумывание сказки подгруппой детей.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль - образ выбранного героя.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей - угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами [5].
Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
Все эти приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа. Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи младших дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребенка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.
Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимений.
У ребёнка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формам : появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласковые суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, и речи отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союз»,
Дети осваивают навык разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.
Таким образом, из жизни современных детей постепенно уходит последовательное изложение своих мыслей, формирование правильного произношения, грамотная речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.
Выступление перед публикой ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. У ребёнка улучшается речь, её грамматический строй. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, постоянно совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами, образованности и интеллегентности в дальнейшем. Поэтому театрализованная игра, свою очередь выступает эффективным средством формирования интонационной выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащая тем самым детскую речь.
Литература.
1. Мещерякова, Б. Психология. Полный энциклопедический справочник [Текст] / Б. Мещерякова: ЕВРОЗНАК, 2007. – 823с.
2. Психологический словарь, значение психологических терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psychologist.ru
3. Савкова, З. В. Техника звучащего слова. Методическое пособие. – Москва, 1998.
4. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. 2-е изд-е, испр., доп. -М. : ГНОМ и Д, 2001. 4-5 с.
5. Панфилова, М. А. Игротерапия общении: Тесты и коррекционные игры. Практ пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. М. : ГНОМ и Д, 2000. 160 с.