Ольга Мамровская
Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что театрально игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие детей. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно- эстетическому воспитанию.
Публикация «Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованные игры для детей – это один из самых доступных и наиболее эффективных способов развития ребенка. Кроме того, этот вид деятельности развивает коммуникативные способности, воображение, фантазию, память, инициативность и т. д. Дети гораздо легче и с интересом знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, кроме того, они начинают задумываться и анализировать, обобщать и делать выводы. Театрализованная игра влияет и на развитие речи. Словарный запас ребенка значительно расширяется, совершенствуется произношение звуков. Театрализованные игры отличный источник развития чувств, переживаний ребенка; они развивают эмоциональную сферу детей, учат сопереживать. Особо полюбившиеся персонажи можно использовать и в повседневной жизни как пример поведения. Любимые герои становятся образцом для подражания, что положительно влияет на формирование личности в целом.
Влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство воспитания.
Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Театрализованные игры помогают педагогу создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Увиденное и пережитое в игре – драматизации и в их самодеятельных театрализованных представлениях создает обстановку, пребывающую от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям. Всё это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.
Для театрально – игровой деятельности в группе я оборудовала театральную гостиную, что позволило создать максимально комфортные условия для творчества детей. В нашей гостиной представлены различные виды театров (марионетки, пальчиковые и т. д., есть костюмерная и уголок ряженья.
Работу по формированию развитию речи посредствам театрализованной деятельности начала с детьми четвертого года жизни. Во второй младшей группе начала формировать у детей простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных); в средней группе обучала детей элементам художественно – образных выразительных средств (имитации, мимике, пантомиме); в старшей группе стала совершенствовать художественно – образные умения.
На всех этапах работы я использую следующие методы формирования развития речи :
1. Наглядные методы – рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Во всех этих процессах предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
2. Словесные методы связаны с художественным словом. В начале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности. Например: после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? – Как вы догадались?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.
3. Практические методы. Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания. Один из них : дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры- драматизации, настольной инсценировки. К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры – занятия, игры – инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательский эффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. Основная задача этих игр – занятий – воспитание культурного поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю к друг к другу, стараются красиво есть, правильно вести себя за столом.
Для меня важно привлечь всех детей к работе над сценическими образами и добиться определенных результатов в исследовании движений, мимики и жестов как средств выразительности.
Для реализации цели развития речи дошкольников посредством театрализованных игр, я ставлю перед собой ряд задач. Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр – драматизаций, в которые включается ребенок.
Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Но для детей необходимо неоднократное повторение, чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Поэтому повторение знакомой сказки в кукольном театре оказывается неотъемлемым элементом в подготовке к игре – драматизации. И только тогда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру.
Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно – эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т. к. возникает в игровой обстановке потребность говорить.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада. Разнообразие тематики, средства изображения, эмоциональность дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней у моих детей стала мимика, движения приобрели большую уверенность, сформировалась выразительность речи. У детей начала улучшатся речь, её грамматический строй, они стали активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Это помогает ребенку наладить контакты со сверстниками. Все это позволяет рассматривать театрализованные игры как средство всестороннего развития личности, развития уверенности в своих силах. Развивает интерес к литературе и театру, способствует нравственно – эстетическому воспитанию детей.