Марина Курочкина
Предметно — пространственная среда как средство интонационной выразительности речи у детей с ОВЗ.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «№ 355
«Предметно – пространственная среда
как средство
интонационной выразительности речи
у детей с ОВЗ»
воспитатель группы компенсирующей
направленности МБДОУ № 355
КУРОЧКИНА МАРИНА ЮРЬЕВНА
Февраль 2016 г.
«Речь-удивительно сильное средство,но
нужно иметь много ума,чтобы
пользоваться им.» Г. Гегель
Публикация «Предметно — пространственная среда как средство интонационной выразительности речи у детей с ОВЗ,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – р а з в и т и е к а ж д о г о р е б е н к а. А одним из условий успешного речевого развития ребенка является наличие современной образовательной среды.
С. Л. Новоселова дает следующее понятие предметно-развивающей среды- «система материальных объектов деятельности ребенка,функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды,которая обеспечивает разнообразную деятельность, обогащение речевого опыта ребенка и соответствует таким принципам :
- принцип информативности,предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования;
- принцип вариативности,определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения,содержанием воспитания,культурными и художественными традициями;
- принцип полефункциональности,предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- принцип педагогической целесообразности
,позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно-развивающей среды,обеспечить возможность самовыражения воспитанников,индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- принцип трасформируемости,обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды,позволяющий,по ситуации,вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения можно выделить следующие требования:
1. Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
2. Методы и приемы разных сторон речи детей.
3. Речь педагога.
«В пустых стенах ребенок не заговорит»…заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство,в первую очередь, нужно заботиться о том,чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении,познании,общении со взрослыми и сверстниками. Группа должна быть оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием,включающим в себя наглядный,раздаточный материал,обеспечивающий более высокий уровень познавательно – речевого развития детей.
Важная часть речевой развивающей среды – грамотная речь педагога,т. к. педагог закладывает основы детской речи,формирует речевую деятельность детей,приобщает их к культуре устного высказывания,т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога : правильность,точность,логичность,чистота,выразительность. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации.
«Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически,оно совершенно беспомощно,когда речь идет об интонации.» (Б. Шоу)
Что же это такое – интонационная выразительность речи?
Н. С. Рождественский так определял выразительность речи – «умение внятно,убедительно и в то же время, по возможности, сжато выражать свои мысли и чувства, умение интонацией,выбором слов, построением предложений, подбором фактов,примеров действовать н,а слушателя и читателя.
Выразительность – особенность речи,захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать чувства: радость. печаль,удивление и настроения. Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон,усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов,придавать голосу эмоционально- экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой тона при произнесенииполной завершенности. Интонация – это сложный комплекс,включающий несколько выразительных средств звучащей речи.
Интонационные характеристики выразительной речи :
- интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания,голоса, темпа при произнесении звуков речи;
- темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление.
- ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием ;
- тембр голоса – окраска, качество звука;
- мелодика речи – совокупность тональных средств,характерных для данного языка., модуляция высоты тона при произнесении фразы ;
- логическое ударение – выделение какого – либо слова в предложении интонацией, слова произносятся более членораздельно,длительно,громко;
- фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает логопедическое обследование у воспитанников, поступающих в речевые группы, имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Речь наших детей монотонна и невыразительна, убыстренная или,наоборот, замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Из всего вышесказанного для того,чтобы реализовать цель работы по созданию предметно – пространственной среды по речевому развитию: детей поставили такие задачи:
- создавать условия для развития интонационной выразительности речи детей;
- побуждать к импровизации вербальными и невербальными средствами ;
- использовать информационные компьютерные технологии для развития выразительности образов.
Хочу Вам представить организацию работы по интонационной выразительности речи через предметно – развивающую среду в нашей группе. Проходит она, особым образом, через такие центры : книжный,
речевой, театрализованный, музыкальный.
В книжном центре представлена подборка книг для самостоятельного чтения,книги по жанрам художественных произведений,лото и домино по изучаемым темам,комплекты дидактических и настольных игр, альбомы с семейными фотографиями детей группы,тематические фотовыставки. А вот в «Лавке чудес» ребенок найдет не совсем обычные стихи и художественные произведения,потому что наполнены они фантазией,.юмором,словесными играми в рифмы,ритмы, звукоподражания : фольклорные заклички и кричалки,тараторки и веселки, звенелки и шумелки,потешки и прибаутки,перевертыши и считалки, скороговорки и дразнилки. Дети знакомятся также с литературными,авторскими вариантами стихов, где встретят имена К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, Д. Хармса, А. Л. Барто, С. Михалкова,Б. Заходера, Е. Благининой, В. Берестова, Э. Успенского, Эммы Мошковской, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Левина, М. Бородицкой.
В центре речевого развития размещены пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для составления рассказов (мнемотехника, разнообразные дидактические и настольно-печатные игры,альбомы по темам,кассы с буквами, пособия для развития мелкой моторики:прописи,шнуровки,пальчиковые игры, игры на развитие дыхания, картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков,материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений (как, например, игра «Слоги», «Словодел» - задания на ударение в слове, на выделение слогов,логическое ударение, нахождение слога в составе слова).
В речевой копилке «Придумка» хранятся сказки, придуманные детьми, рассказы, интересные высказывания.
Работа по интонационной выразительности речи посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе проходит через развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий.
В нашем центре театрализованной деятельности созданы комфортные условия для творчества детей : различные виды театров (бибабо,пальчиковые и т. д., уголок ряжения, костюмерная,большая и маленькая ширмы, маски и атрибуты для постановок драматизаций,аудиокассеты с записями сказок,стихов,диски с мультфильмами,подбор ритмодекламаций, народная фольклорная кукла помогает разучивать заклички и потешки.
Наши родители принимают активное участие в развитиии выразительной речи посредством театрализованной деятельности : стараются. чтобы дети четко произносили слова,заучивали роли вовремя,дают образец выразительного чтения произведения,участвуют в мини- спектаклях, драматизациях, при чем сами шьют костюмы для героев сказок, персонажей, участвуют в различных конкурсах – «Лучший маскарадный костюм «, «Шляпка моей мечты «.
Основное содержание музыкального центра представляют музыкальные пособия,игрушки – самоделки, детские музыкальные инструменты, игрушки (шумовые. клавишные, струнные, свистящие, музыкальные дидактические игры, игры для развития звуковысотного слуха, для развития чувства ритма, тембрового слуха., медиатека с логопедическими распевками.
Предметно – пространственная среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного,творческого,активного ребенка, она способствует не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и развитию всех видов речи. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разностороннее его отношение к содержанию речи и окружающему миру.
В перспективе мы будем продолжать работу по созданию предметно – пространственной среды – наполнение и обогащение данных центров при тесном сотрудничестве с родителями.